Кто не рискует?
Полис страхования гражданской ответственности необходим транспортным компаниям, осуществляющим доставку груза в междугородном и международном сообщении, экспедиторским компаниям, оказывающим услуги по организации перевозок и помещающим товары под процедуру внутреннего таможенного транзита, организациям, осуществляющим курьерские отправки груза и почты. Защита перевозчика и экспедитора
В России страхование ответственности экспедиторов и автоперевозчиков, предлагаемое страховыми компаниями, предусматривает страхование тех рисков, избежать которых автоперевозчики и экспедиторы заинтересованы прежде всего. Страховой полис ответственности перевозчика покрывает риск повреждения груза при транспортировке, в случае пожара, опрокидывания транспортного средства, иных ДТП, в результате хищения. Кроме того, перевозчик может застраховать свою ответственность в случае невыполнения им своих обязательств по доставке груза: например за просрочку или за неправильную отправку груза. Страхуется также ответственность за ущерб, причиненный грузом имуществу, жизни и здоровью третьих лиц. В полис страхования могут быть включены таможенные риски: ответственность страхователя за уплату таможенных пошлин и налогов в случае недоставления товаров, помещенных под процедуру внутреннего таможенного транзита.
Если международные перевозчики страхуют свою ответственность практически в 100% случаев, то внутрироссийские делают это крайне неохотно, привыкнув полагаться исключительно на свои силы. Но ситуация быстро меняется.
При оформлении договорных отношений российского клиента (грузоотправителя) с автоперевозчиком или логистической компанией (экспедитором) у первого часто возникает вопрос, застрахована ли ответственность за сохранность груза у фирмы, которая его принимает к перевозке. И предпочтение отдается тем, у кого ответственность застрахована.
Несмотря на то, что страхование ответственности автоперевозчиков и грузов — добровольные виды страхования, для автоперевозчиков они становятся обязательными, поскольку наличие полиса дает преимущества в обслуживании клиентов. Кроме того, в последнее время все большее количество автоперевозчиков рассматривают страховой полис не только как документ, позволяющий им привлечь заказчика, но и как серьезный рабочий инструмент защиты на случай возникновения оснований для наступления ответственности по договору перевозки и необходимости возмещения ущерба.
От страхования отказываются единицы, и это, как правило, занимающиеся внутрироссийскими перевозками физические лица без какой-либо регистрации даже в качестве индивидуального предпринимателя, не имеющие права заниматься коммерческой деятельностью, отдельные почтовые операторы, грузовладельцы, своими силами осуществляющие развозку товара по городу. Еще несколько лет назад на страховом рынке можно было увидеть значительное различие условий страхования и тарифов в предложениях страховых компаний, предлагающих страхование ответственности автоперевозчиков и экспедиторов. Сейчас те, кто не отказался от страхования данного вида, существенно поменяли условия страхования, добавили дополнительные риски, изменили тарифную политику и подход к урегулированию претензий.
При расчете суммы страховой премии зачастую учитывается множество параметров — парк транспортных средств, количество рейсов, перевозимые грузы и их характеристики, маршруты перевозок, статистика убыточности и даже деловая репутация транспортной компании. Для сравнения предложений разных страховых компаний недостаточно знать набор рисков, которые предлагаются для страхования, и страховой тариф. Нужно оценивать, какой порядок урегулирования подразумевает тот или иной договор страхования и какой пакет документов необходимо собрать для выплаты страхового возмещения.
Виктория Загоровская
Журнал «Автопарк»
Постоянный адрес статьи:ПОЛНЫЙ ТЕКСТ:
http://www.park5.ru/articles/1/377/