Государство хочет ужесточить контроль за деятельностью компаний, работающих на рынке грузовых автоперевозок. С этой целью к началу 2011 года будет создано транспортное СРО. Однако участники рынка опасаются, что ужесточение правил ударит по малым компаниям. За ужесточение доступа на рынок грузовых автоперевозок на прошлой неделе выступил министр транспорта РФ Игорь Левитин, обратившись к участникам пленарного заседания IV международного транспортного форума «Транспорт России». По его мнению, России необходимо разработать новые подходы для одного из самых массовых видов внутрироссийского коммерческого грузового транспорта — автомобильного. «Этот рынок пока нельзя считать эффективным. Выход на него совершенно свободный и не обременен никакими условиями и требованиями. Любой предприниматель — владелец грузового автомобиля — может попасть на него, не имея достаточной материальной базы, финансового обеспечения возможных рисков, технологических навыков и квалифицированного персонала», — считает министр.
По оценке Минтранса РФ, сейчас на российском рынке функционирует около 300 тыс. хозяйствующих субъектов с парком более 5,2 млн транспортных средств. Число водителей составляет порядка 6 млн человек, и большая часть из них, по мнению господина Левитина, «не обладает необходимыми профессиональными знаниями и навыками в области осуществления грузоперевозок».
Игорь Левитин сообщил, что в скором времени Минтранс разработает, используя опыт Европы, предложения по совершенствованию системы допуска к коммерческим грузовым перевозкам и повышению профессионального мастерства персонала автоперевозчиков. Какие конкретно ужесточения планируются на рынке, пока не сообщается.
С этой же целью — упорядочить деятельность на рынке грузовых автоперевозок — в начале следующего года в России будет создано транспортное СРО. Проект устава этой саморегулируемой организации сейчас рассматривается в Минтрансе РФ. Предполагается, что в СРО войдут компании, занимающиеся междугородними и международными перевозками, о внутригородских пока информации нет. СРО будет создано на основе некоммерческого партнерства. Планируется, что к началу 2011 года проект устава будет одобрен Госдумой, пройдет все утверждения и согласования.
Как пояснили в пресс-службе Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ, необходимость создания саморегулируемой организации участников рынка стала актуальной после отмены лицензирования на рынке автоперевозок. «Перевозками людей и грузов стали заниматься недобросовестные предприниматели. В этих условиях у добросовестных перевозчиков возникла необходимость сорганизоваться, установить свои правила деятельности на рынке перевозок. Первым этапом на этом пути стало образование некоммерческих организаций автоперевозчиков, а вторым этапом становится саморегулирование (образование СРО), то есть определение правил, требований, стандартов, которые объединенные перевозчики устанавливают для себя и осуществляют взаимный контроль. А допуск на рынок автоперевозок получают только те предприятия, которые соответствуют консолидированным требованиям СРО», — пояснили в министерстве.
Опрошенные «где Деньги» участники рынка одобряют нововведения. При этом они выделили несколько проблем, существующих на рынке грузовых автоперевозок, которые могут быть решены с помощью СРО. Так, по словам директора компании «ДиСМеГ» (Казань) Алексея Обухова, на рынке сложилась традиция оплаты труда перевозчика после факта выполнения услуги, и часто этим пользуются нечестные грузодержатели. «Они не платят, а у водителя нет времени, чтобы выбивать эти деньги, ему надо дальше работать, дальше деньги зарабатывать. Если он начнет судиться, то может еще больше потерять. Но теперь, если грузодержатель будет заниматься неуплатами, то СРО может ликвидировать загрузки на этом предприятии. И теперь уже не один грузоперевозчик не захочет сотрудничать с этим предприятием, а сразу много», — уверен господин Обухов.
Участники рынка также жалуются на демпинг со стороны «фирм-однодневок». «Перевозками заняться легко — надо иметь машину и факс. Поэтому на рынке работает кто попало. Перевозчики не знают своей работы. Некоторые работают сразу за наличку, не зарегистрированы как индивидуальные предприниматели и не несут ответственности за дорогие грузы. Настоящим перевозчикам трудно конкурировать с теми, на ком нет налоговой нагрузки. В результате мы теряем прибыль», — сказал «где Деньги» менеджер по грузоперевозкам ООО ПКФ «Агро-Казань» Артур Галиуллин.
Впрочем, и сам перевозчик не всегда честно выполняет свои обязанности. По сведениям участников рынка, по статистике ежедневно в России при грузоперевозке «пропадает» 10 машин. В Казани, по данным гендиректора «Актив Трейда» Марселя Тазетдинова, каждую неделю как минимум одна машина или один груз «уходят налево». «Виной тому халатность диспетчеров и водителей. Нам нужны специальные курсы водителя, нужно создать специальный центр обучения. Я думаю, этим займутся отдельные юридические лица на коммерческой основе. Ведь сейчас всеми законодательными нормативами не добиться результата. Но в скором времени, если компания будет членом СРО и при этом вершить неправильные дела, то ее в два счета вышвырнут из СРО. А вне СРО она не сможет работать», — считает господин Тазетдинов. По его словам, во второй половине 2010 года рынок грузовых автоперевозок значительно оживился, в результате чего отмечается дефицит грузовых машин. «В связи с этим машины продают по предоплате или по завышенной цене. Цены выросли на 15-20%», — сообщил Марсель Тазетдинов.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Вячеслав Лаврентьев, генеральный директор НП «Союз автомобильных грузовых перевозчиков»
«У нас есть перед глазами печальная практика строительных СРО»
Проблема в том, что сегодня любой человек может стать грузоперевозчиком: просто нужно купить машину. Но за нее необходимо ежемесячно выплачивать кредит, к тому же грузовик требует постоянного ремонта. Поэтому зачастую предприниматель готов предельно снижать цену на свои услуги, лишь бы получить заказ. А так как рынок грузоперевозок никто не регулирует, на нем царит демпинг.
Я считаю, что ужесточения на рынке грузовых автоперевозок необходимы, но все будут определять конкретные условия. Пока же возникает множество вопросов. Допустим, правила будут ужесточены, останутся монополисты, которые крепко стоят на ногах. Но не приведет ли уход с рынка малого бизнеса к росту цен? Кстати, в свое время лицензирование на рынке грузоперевозок отменили как раз под предлогом того, чтобы малый бизнес мог развиваться.
У нас есть перед глазами печальная практика строительных СРО. Многие строительные компании жалуются, что они не работают, хотя предприниматели деньги туда сдали. Исходя из этого опыта мы можем сделать вывод, что транспортное СРО должно быть создано в качестве некоммерческого партнерства, где нет конкуренции, выгоды и дележа. При этом распределение тендеров должно происходить через комиссию, в состав которой должны будут войти сами предприниматели. Логистическим управлением должна заниматься одна организация (единая диспетчерская служба), которая внедряла бы передовые и создавала новые логистические методы, контролировала и перенаправляла транспортные потоки в городе. В этом случае и цены бы уменьшились за счет целесообразного распределения перевозки грузов. Но, для того чтобы работала диспетчерская служба, необходима полная информация обо всех товарах и услугах.
Единая диспетчерская служба позволит работать напрямую заказчику с перевозчиком. В этом случае посреднические услуги будут не нужны, что приведет к снижению стоимости перевозки.
Предстоит сделать многое. Должен быть создан компенсационный фонд, который будет гарантировать материальную ответственность грузоперевозчика перед заказчиком. Надо совместно со страховыми компаниями разработать вариант включения в обязательную страховку покрытие затрат на эвакуацию грузового транспорта в случае аварии или неисправности. Связано это в первую очередь с тем, что наличных денег у водителя не всегда бывает достаточно, чтобы покрыть услуги эвакуатора.
Было бы здорово на базе какого-нибудь заброшенного муниципального АТП создать специализированный парк для участников рынка, где будут работать пункты техосмотра, автомойки, пункт медицинского освидетельствования, боксы для ремонта автотранспорта, бытовые помещения, выездная техническая помощь, организация юридической помощи предпринимателям. Парк может служить в качестве перегрузочного терминала. По нашему мнению, такой проект может быть реализован только на основе государственно-частного партнерства — самим предпринимателям этого не осилить. В течение как минимум трех лет нужны будут субсидии от государства для поддержки этого проекта. Затем предприятие может выйти на самообеспечение и приносить прибыль. Но это теория, и неясно пока, как она осуществится на практике. http://www.g9e.ru/business/article/1291107306