Журнал "Деловой квартал" октябрь 2009
http://dkvartal.ru/samara....ompanii События года
1 | В марте 2009 года произошло слияние крупных компаний «РЛС» и «STS Logistics», каждая из которых представлена в Самаре более 10 лет. До объединения компании работали в разных сегментах: «РЛС» специализировалась на складской логистике и перевозке, а «STS Logistics» — на перевозке сборного и негабаритного груза. По данным топ‑листа «ДК», в 1 п/г 2008 г. оборот «РЛС» в Самарской области составлял 163,5 млн руб, а «СТС Логистикс Самара» — 5,8 млн руб. Вследствие объединения появилась компания под брендом «STS Logistics».
2 | В июле 2009 года в Самаре открыт филиал логистической компании AVS Logistic (Екатеринбург) — ООО «Евроазиатский логистический таможенный брокер». По словам Валерия Титчука (AVS Logistic), «компания намерена завоевать долю на местном рынке логистики и грузоперевозок за счет предоставления клиентам единой комплексной услуги, включающей грузоперевозки, таможенное оформление и складское хранение». AVS Logistic представлена 7 филиалами по России и 8 за рубежом.
3 | Весной 2008 года в Самаре создано некоммерческое партнерство «Объединение перевозчиков «Поволжье». Одной из причин создания партнерства стала рыночная ситуация, возникшая после отмены лицензирования. Возникло очень много небольших компаний, готовых работать по более низким тарифам. Если партнерство сможет объединить не менее 30% представителей рынка грузоперевозок, то оно будет диктовать ему свои условия. В настоящее время, по словам председателя правления НП «Поволжье» Сергея Григоровича, в объединении состоит 31 компания.
Тренды года
1 | Грузоперевозчики снижают тарифы, пытаясь привлечь клиентов. Так, если в 2008 году рост тарифов за автомобильные грузоперевозки превысил 11%, то в первом квартале 2009 года произошло падение на 25%. По словам Андрея Выприцкого (DPD в России), «особенно это заметно по тем автоперевозчикам, которые потеряли постоянных клиентов. С финансовой стороны рынок грузоперевозок по размерам тарифов соизмерим сейчас с 2007 годом».
2 | На начало сентября 2009 г. объем грузооборота снизился на 30% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), оценивает Владимир Нуйкин (Автотрейдинг). По словам Алексея Минорова (Сэтсервис), «уже с текущего месяца наблюдается небольшое увеличение роста объема грузооборота, что связано с общей стабилизацией дел в отрасли по всей стране».
3 | На 17% снизился объем железнодорожных перевозок за восемь месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Снижение связано, прежде всего, с падением объема перевозок лома черных металлов (‑54,6%), химических и минеральных удобрений (‑48,9%), строительных грузов (‑42,2%).
4 | Почти на 30% снизился объем автоперевозок за девять месяцев 2009 года. По словам Сергея Григоровича (НП «Поволжье»), это связано с уменьшением доли (до 40%) в общем объеме перевозок промышленных грузов, а также нестабильностью курса валют.
5 | Грузоперевозчики прекратили работать в долг. «Компании стали отказываться от предоставления рассрочки платежа своим заказчикам, так как финансовое положение последних не всегда внушает надежду на своевременную оплату. При этом лимит доверия к крупным клиентам, например таким, как Cocа‑Cola, Нестле, остается по‑прежнему высоким, перевозчики уверены в их кредитоспособности», — сообщает Максим Григорьев (STS Logistics).
Прогнозы
Наталья
Волынщикова,
директор обособленного подразделения г. Самара ООО«КБВ»
К июлю этого года объем грузоперевозок по сравнению с 2008 годом снизился примерно на 30%, но с августа наблюдается стабильный рост. Тем не менее, к 2010 г уровень прошлого года, скорее всего, не будет достигнут. В первом полугодии следующего года будем наблюдать стабильный спрос на услуги экспедиционных компаний. Сложнее будет молодым компаниям со своим автотранспортом, особенно если автопарк большой и состоит в основном из большегрузных машин. В конце этого года, возможно, появятся новые транспортно‑экспедиционные компании, которые выйдут на рынок с низкими тарифами.
Владимир Нуйкин,
директор ООО«Автотрейдинг»
По предварительным итогам 2009 года объем грузоперевозок сократился примерно на треть по сравнению с предшествующим годом. При этом тенденции рынка в ближайшее время не изменятся: компании стараются предложить как можно более широкий спектр услуг, подстроиться под любые запросы клиентов и при этом сохранить разумные цены. Проще будет опытным средним компаниям. Тяжелее всего — небольшим компаниям, кто предлагает ограниченный набор услуг, а для развития новых у них нет ресурсов.
Андрей Выприцкий,
директор филиала DPD в России в г. Самара
В ближайшее время активнее других будут развиваться компании, которые смогут оправдать ожидания клиентов по соблюдению сроков доставки, складскому обслуживанию и хранению грузов, интеграции информационных систем перевозчика с информационными системами клиентов. Увереннее почувствуют себя те компании, которые используют все виды грузоперевозок, а не ограничиваются каким‑то одним.
Сергей Григорович,
председатель правления объединения грузоперевозчиков НП«Поволжье»
В 2008‑2009 гг. было принято много законодательных нововведений, касающихся рынка грузоперевозок: закон о СРО, поднятие транспортного налога, увеличение базовой налоговой ставки в два раза, а также новый технический регламент для колесной техники. Контроль государства над отраслью усиливается. Для небольших транспортных компаний это усложнит работу. Тогда как крупным игрокам, которые не обременены долговой нагрузкой и предлагают широкий спектр дополнительных услуг, будет легче.