Для газеты "Дальнобойщик-регион" №3(6) 2010 подготовили статью:
ДОСТУЧАТЬСЯ ДО НЕБЕС
«В январе 2010 года Правлением Некоммерческого Партнерства перевозчиков "Поволжье" было направлено письмо Губернатору Самарской области с просьбой пересмотреть ставки транспортного налога. Получен ответ, можете ознакомиться с ним. А нужны ли комментарии? - Сергей Григорович, председатель Правления партнерства не скрывает своего разочарования, - пока нас мало, нас не слышат наверху».
Или делают вид, что не слышат?
Согласно официальной информации с сайта УФНС, законом Самарской области от 29 июня 2009 г. N 79-ГД "О внесении изменения в статью 2 Закона Самарской области "О транспортном налоге на территории Самарской области" с 1 января 2010 года были установлены новые ставки транспортного налога.
Владельцы грузового транспорта с более чем 250-сильным двигателем под капотом теперь должны уплачивать в бюджет 85 рублей за каждую лошадь (с мощностью двигателя до 100 л.с. – 21; свыше 100 л.с. – 36; свыше 150 л.с. – 50; свыше 200 л.с. – 65 рублей).
«Господа, не душите грузовые перевозки, предпринимательство! - буквально взывает к чиновникам Виктор Краснов (ИП Краснов), - мы законопослушные и честные налогоплательщики!
Посмотрите вокруг себя и назовите хотя бы три вещи, которые не коснулись автоперевозок. Увеличение ставки транспортного налога ведёт к увеличению стоимости перевозимых грузов, и , как следствие, увеличению конечной стоимости на молоко, хлеб, цемент, металл… этот список можно продолжать и продолжать».
В ответ на свое обращение перевозчики получили письмо, содержащее несколько интересных тезисов:
«На 25 участников партнерства зарегистрировано 55 единиц транспортных средств, что составляет 0,06% от общего количества зарегистрированных грузовых автомобилей. Полагаем, что данное обращение не свидетельствует об общей позиции автоперевозчиков»
Хм…неужели предполагается, что оставшиеся 99,94% списочного состава преисполнены чувством глубокого удовлетворения от повышения налогового бремени?
«НП «Поволжье»… не предоставлены конкретные материалы, позволяющие оценить степень налоговой нагрузки на автоперевозчиков и их рентабельность»
Николай Коротков (ИП Коротков) в недоумении:
«Какие конкретные материалы им нужны? У меня семь единиц транспорта: 155 л.с., 109л.с., 370 л.с., 455л.с, 475л.с., 357л.с., 430л.с. Рынок грузоперевозок рухнул. Ставки упали минимум на 20%, запчасти поднялись на 10-12%, топливо подорожало на 10-20%, повышение налога является дополнительной нагрузкой на затратную часть. Машина из 24-х рабочих дней зарабатывает 4 дня, доходит до абсурда, когда наемный работник получает доход больше, чем собственник предприятия!
У многих появляется мысль: а не уйти ли в тень? Мы – участники партнерства - все платим налоги, работники у нас официально трудоустроены, но…иногда думаешь: нам проще закрыться, чем кормить чиновников. Результаты наших отчислений в бюджет мы не видим: тех же дорог - как не было, так и нет…
Или воспользоваться опытом Новосибирска: несколько лет назад местные перевозчики решили дружно перейти на учет в Томск (ставка транспортного налога там была ниже). И администрация области пошла навстречу: налог новосибирским автоперевозчикам в 2,5 раза снизили, с 20-тонника они платили 15-17 тысяч, а у нас и сейчас 34, да еще подняли почти до 38 тысяч!»
Вячеслав Овчаренко (ИП Овчаренко)
«У меня пять машин – «ГАЗЕЛИ», раньше платили 1800 рублей в год с единицы. Что тут скажешь? У меня работают люди, хотел бы да не могу платить им полноценную зарплату, фонд оплаты труда уменьшается. Вот и забота государства о людях…Повышение налога – это ненормально»
Далее, ссылаясь на проведенный анализ финансово-хозяйственной деятельности крупных предприятий, областное Министерство управления финансами уверяет, что доля транспортного налога в себестоимости продукции составляет всего 0,07-0,25%, и снижение налогов «не приведет к значительному росту показателей по отрасли».
Да и новые ставки транспортного налога «в Самарской области существенно не отличаются от установленных ставок в большинстве других регионов».
Но, почему-то, ответ в стиле «средняя температура по больнице нормальная» не добавляет оптимизма.
«Содержание исправного подвижного состава – это необходимость, требующая постоянного контроля за его техническим состоянием, - Виктор Краснов готов предоставить все свои расчеты, - расходы на содержание, эксплуатацию транспорта составляют более 50-60% общего дохода от перевозок. Увеличивая транспортный налог, перевозчиков ставят в безвыходное положение: сокращать расходы на содержание подвижного состава (запчасти, плановое ТО, зарплата сотрудников, утилизацию ГСМ, отработавших свой срок автопокрышек, страхование, отчисления за аренду земли, зданий и сооружений, ежемесячную оплату в банк за кредит (лизинг), за просрочку которого начисляются «смертельные» проценты).
При сокращении этих расходов прямопропорционально возрастает риск, влияющий на безопасность дорожного движения, а это жизни людей, сохранность перевозимых грузов.
Помимо транспортного налога, мы вынуждены платить всевозможные сезонные пропуска в города РФ, которые достигают баснословных величин. Ставка ЕНВД установлена правительством РФ и не нужно считать, что это недостаточная сумма налога. К сожалению, многие чиновники привыкли считать чужие доходы, не видя реальных расходов. Увеличение транспортного налога может привести к уменьшению количества индивидуальных предпринимателей – будет выгоднее заниматься частным грузовым извозом.
Что же касается больших мощности и грузоподъемности наших автомобилей [именно этим объясняют чиновники больший вред, наносимый дорожному полотну. Прим.ред], то существуют утвержденные Министерством транспорта РФ нагрузки на ось любого подвижного состава, согласно мощности транспортного средства и рекомендации заводов-изготовителей. Как перевозчик, я готов дать реальную информацию по затратам и прибылям с расчетом на единицу транспорта»
«Повышать ставки на перевозки мы не хотим, конкурентоспособность по сравнению с соседями надо поддерживать. В Пензенской области налог снизили сами власти, в Волгоградской – после недовольных выступлений местных автотранспортников,- в заключение Николай Коротков приводит примеры более удачного диалога с региональными властями, - наши просто еще не ощутили на себе. Вот в начале 2011 года – как придет пора платить - народ может и проснуться…»
Полезный опыт: Как сообщает «Российская газета»:
Волгоград, март 2010 года
"Волгоградские грузоперевозчики добились от местных властей 23-процентного снижения транспортного налога на большегрузы и рассрочки по платежам за прошлый год. Правда, некоторым и такого послабления оказалось недостаточно.
Областная Дума повысила налог в конце 2008 года, причем сразу в три с лишним раза. Расчетная ставка для машин мощностью от 200 до 250 лошадиных сил выросла с 20 до 65 рублей, а для автомобилей мощностью больше 250 лошадиных сил - с 26 до 85 рублей. Весной прошлого года с просьбой смягчить налоговое бремя в Думу обратились крупные компании-грузоперевозчики, имеющие так называемые мобилизационные задания, то есть обязанные предоставлять транспорт по первому требованию МЧС и силовых ведомств. Из-за этого они были вынуждены держать большой парк техники, независимо от ее загруженности, что приводило к росту их издержек. Тогда депутаты пошли навстречу грузоперевозчикам и приняли льготные ставки, но только для тех компаний, которые имели мобилизационные задания. Вскоре ситуация снова накалилась. В начале 2009 года владельцы грузовиков начали получать уведомления из налоговых инспекций, где стояли непомерные суммы - от 30 до 50 тысяч рублей за одну машину. У многих грузоперевозчиков это вызвало шок.
У предпринимателя Олега Клемма три грузовика.
- Если сначала за эти три машины я платил чуть больше 30 тысяч рублей транспортного налога, то после повышения ставок сумма увеличилась почти до 100 тысяч рублей. Для меня это критично! Ведь помимо транспортного налога, плачу зарплату водителям, механику, диспетчерам, бухгалтеру, юристу. Есть лизинговые платежи и платежи по кредиту. При этом объем перевозок упал практически в два раза. Если раньше в месяц набегало 10-12 тысяч километров, то сейчас нет и шести. Рентабельность была нулевая!
Транспортники стали готовить акцию протеста - решили устроить пробег грузовиков по центральным улицам Волгограда. Провести "показательное выступление" им не разрешили, но инициативной группе позволили встретиться с властями. В результате проблема решилась.
Теперь владельцы машин мощностью свыше 250 лошадиных сил вместо 85 рублей за одну "лошадку" будут платить 65 рублей, а хозяева грузовиков мощностью от 200 до 250 лошадиных сил - 55 рублей вместо 65. Новые ставки налога начали действовать с 1 января 2010 года. А платежи за 2009 год, рассчитанные по максимальным ставкам, отсрочили до 15 ноября 2010 года.
Пенза, апрель 2010 года
«Пензенские власти откликнулись на просьбы автомобилистов, зарабатывающих на жизнь грузоперевозками. Депутаты Законодательного собрания региона снизили транспортный налог на грузовики всех типов на 20-30 процентов.
Последний раз его повышали в апреле 2008 года. В то время объем грузоперевозок в регионе вырос на 30 процентов, а налог давно не пересматривался и был одним из самых низких в России. Предполагалось, что автовладельцам за 2009 год будет начислена сумма в 1,63 раза большая, чем в предыдущем году. Причем основная нагрузка пришлась на грузовой транспорт. О необходимости снижения транспортного налога заговорили после того, как пензенские дальнобойщики, чей бизнес и без того "подбит" кризисом, зароптали, получив уведомления за 2009 год.
- В прошлом году произошло снижение объема грузоперевозок на 13 процентов, - рассказала "РГ" начальник управления экономики Пензенской области Ольга Федосеева. - Чтобы поддержать предпринимателей, налог был пересмотрен. Потери регионального бюджета от его снижения в 2010 году составят 98 миллионов рублей, но предполагается вернуть средства за счет других мер.
- Принятые решения коснутся более 32 тысяч физических и более 23 тысяч юридических лиц - владельцев грузового транспорта, - пояснила пресс-секретарь Законодательного собрания Пензенской области Марина Тимохина. - Принятые изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года. Редакция закона вступает в силу со дня его официального опубликования. Тем, кто уже заплатил налог за 2009 год, будет сделан перерасчет в 2010 году.
В региональном парламенте уверены, что снижение налогового бремени на владельцев грузовиков особенно положительным образом скажется на себестоимости жилья и стоимости коммунальных услуг. Ведь именно грузовые автомобили подвозят стройматериалы к площадкам, очищают улицы и вывозят мусор.»