Уже в мае законопроект об отмене ЕНВД будет подготовлен комитетом по
бюджету и налогам Госдумы к первому чтению. Об этом сообщил в интервью
«Современному предпринимателю» председатель комитета по бюджету и налогу
Госдумы Юрий Васильев. Полный текст интервью читайте в майском номере
«Современного предпринимателя», а сейчас пройдемся по основным
новшествам законопроекта.
Что предлагает законопроект?
Главное, – полную отмену ЕНВД с 1 января 2014 года.
Для торговли и общепита – сокращение среднесписочной численности до
50 человек уже с 1 января следующего года и переход на общую систему
либо «упрощенку» – с 1 января 2013 года.
Чем это грозит? В первую очередь, возвратом в розницу ККТ, от которой «вмененщикам» не так давно удалось отказаться.
Соответственно те, кто поспешил снять с учета кассовые аппараты, снять с них ЭКЛЗ, должны будут вернуть все это обратно.
Естественно, какую-либо компенсацию морального ущерба законопроект не
предлагает. А что? Сняли, поставили. Подумаешь, лишние 20 – 50 тысяч за
аппарат выбросить.
В прошлом году, на конференции «Роль малого и среднего бизнеса в модернизации экономики России»
министр экономического развития Эльвира Набиуллина озвучила, что в
2009 году только за полгода действия закона об отмене кассовых аппаратов
«вмененщики» сэкономили 7 млрд руб. Исходя из цифр, представленных
министром, можно предположить, сколько плательщикам ЕНВД придется
потратить, как только их поставят перед фактом отмены налогового режима.
Нельзя забывать и о том, что эти аппараты необходимо будет опять
поставить на учет в ИФНС. То есть готовиться надо не только к
дополнительным финансовым тратам, но и тратам времени и нервов.
Возможно, временным простоем, если вспомнить, как месяцами не работали
терминалы, пока их владельцы выполняли норму об оснащении терминалов
ККТ.
Впрочем, необходимость посещения инспекции светит всем «вмененщикам»,
только в разные сроки. Законопроект предусматривает обязанность сняться
с учета в качестве налогоплательщика по ЕНВД в течение пяти дней при
прекращении деятельности по этому налогу.
Если сотрудников в штате розницы и общепита больше 50-ти, уже в
ближайшее время необходимо подумать либо о сокращении персонала, либо о
переходе на иной режим налогообложения.
Кроме того, на оставшийся период действия «вмененки» законодатели
собираются исключить возможность уменьшить ЕНВД на фиксированные взносы
предпринимателей. Таким образом, ненавязчиво слегка увеличить
налогообложение ИП.
В качестве альтернативы для предпринимателей предлагается патент, в
том числе на вышеозвученные виды деятельности. Но с резким ограничением
как площади залов обслуживания (до 10 кв. м), так и количества
работников (также до 10 человек). Напомним, что для «вмененки» на
сегодня эти нормы гораздо выше – 150 кв. м и 100 сотрудников
соответственно.
Если предприниматель втиснет свою деятельность в эти рамки, ККТ он
сможет не применять и далее. В последнем варианте законопроекта это
предусмотрено.
Если нет, то будет использовать общую либо упрощенную систему налогообложения со всеми вытекающими налоговыми последствиями.
Для юридических лиц альтернативы законодатели не придумали вовсе. И
если юридическое лицо не вписывается в лимит «упрощенки», он получает
весь букет общей системы со всеми ее прелестями и наймом бухгалтера, а
то и не одного. Обороты у розницы обычно немалые, что не скажешь о
прибыли, поэтому большому числу юридических лиц надо уже сейчас думать о
переходе на общую систему.
Юрий Васильев считает, что плюсы патентной системы налогообложения
очевидны. Но, упоминая о плюсах, чиновники нередко забывают о минусах. А
они вполне себе осязаемы.
Не знаю, почему никто не анализировал нежелание большинства
предпринимателей переходить на патент, но минусы системы настолько
очевидны, что бросаются в глаза даже не посвященному. И попытка
стимулировать приобретение патентов отменой ЕНВД вряд ли окажется
удачной.
На той же конференции Эльвира Набиуллина привела и другие интересные
цифры: на момент проведения конференции, а именно на май 2010 года, по
патентам работало 3,8 тыс. предпринимателей в стране.
По данным ФНС России в ЕГРИП
содержится почти 4 млн зарегистрированных ИП. То есть сейчас, по словам
министра, патент применяет меньше 0,1 процента предпринимателей.
Учитывая, что переход на налоговый режим – добровольный, цифры ярко
характеризуют отношение бизнеса к этой системе налогообложения.
«Реально увеличить эту цифру до миллиона», – добавила госпожа
Набиуллина. Сейчас понятно, как именно власти решили поднять показатели
патентной «упрощенки».
Почему вроде бы относительно простую патентную «упрощенку» применять не хотят?
Потому что подавляющему большинству она не интересна. И внесенные в проект изменения более привлекательной ее не делают.
Из минусов патентной «упрощенки» большинство в законопроекте
сохранилось. Во-первых, покупать патент придется на каждый вид
деятельности отдельно и в каждом регионе. Что неудобно. При этом право
разрешать или нет тот или иной вид деятельности, остается за местными
властями. Поэтому, имея два ларька в соседних областях, вы вполне можете
оказаться перед фактом применения двух налоговых режимов. В одном
патент будет действовать, а в другом – нет. Естественно, при этом нужна
организация раздельного учета.
Во-вторых, ограничение видов деятельности в будущем сохранится и даже
увеличится. Если сейчас в перечне видов предпринимательской
деятельности, переводимой на патент, их 69, то в будущем собираются
оставить 47.
«За счет их укрупнения», сообщили нам, при этом забыв добавить, что
региональные власти смогут легко изымать из перечня класс, подкласс,
группу, подгруппу вида по ОКУН или ОКВЭД, сокращая возможности для
применения патента еще больше.
В-третьих, при приобретении патента на 6 месяцев и меньше,
законодатель хочет, чтобы он был полностью оплачен в течение 25 дней
после начала деятельности. Вариантов, что бизнес может не пойти, как
обычно, не предусмотрено. Возвратов аванса – тоже.
Оплата трети стоимости патента в первый месяц работы и остатка – по
истечении срока патента предполагается только, если патент приобретается
на срок от 6 месяцев до года.
Вариант проверки нового места деятельности может быть разве что один,
если идти законным путем, конечно – покупать патент на пару месяцев,
платить, проверять, как пойдет, и далее решать, как действовать. Ну и
медосмотр желательно пройти заранее – вдруг оплатите и заболеете?
Патентные деньги ухнут в трубу.
Потенциально возможный годовой доход по видам предпринимательской
деятельности, переводимым на патентную систему
налогообложения,собираются установить в пределах от 100 тыс. руб. до 500
тыс. руб. Конечно, сохранено правило, при котором размеры потенциально
возможного к получению годового дохода подлежат индексации на
коэффициенты-дефляторы, устанавливаемые ежегодно. Кроме того, размер
дохода индексируется на коэффициенты-дефляторы, которые применялись
ранее.
Плюсы, конечно, тоже есть, правда каждый из них сдобрен определенным количеством оговорок.
Из реальных плюсов можно отметить несколько.
Первый: при потере права на патент, вернуться к нему
можно будет уже со следующего года, а не только спустя три, как это
действует сейчас. С другой стороны, сохраняется правило, что при
нарушении требований для патента, предприниматель переводится на общую
систему налогообложения с начала налогового периода с уплатой налогов
общего режима, подачей деклараций и невозможностью вернуть взнос за
патент. Учитывая жесткие рамки патентной системы, потерять право на нее
можно в любой момент. И быть беспощадно наказанным за беспечность.
Почему нельзя перейти при этом на «упрощенку»? Ведь патентная система
перестает быть ее частью, поэтому логично было бы, если
предприниматель, приняв одного лишнего работника, не наказывался
государством по полной программе. Но трактовка однозначна – переход
только на общую систему, и все тут.
Несомненный плюс, что законодатели четко прописали, что пени и штрафы
в этом случае не взимаются, а сумма взноса за патент может быть учтена в
уплате налогов общего режима.
Второй: сохраняется минимализм в отчетности.
Декларацию по итогам деятельности подавать не требуется, главное – вести
книгу учета доходов и расходов, которую необходимо предъявить в ИФНС по
итогу налогового периода.
Третий: по сравнению с нынешним вариантом патентной
«упрощенки», количество сотрудников, которых можно будет принять на
работу, увеличено до 10 человек. Правда, оговорка, что это все
сотрудники, – как принятые по трудовым, так и по гражданско-правовым
договорам, сохраняется. То есть, если вы не имеете работника в штате, но
привлекли кого-то по договору подряда, помните, что он автоматически
«вписывается» в ваш патент, отсчитывая ваше право на применение
налогового режима. К сожалению, сохраняется и правило, что ограничение
численности распространяется на все патенты предпринимателя. Сколько бы
вы патентов не приобрели, вы получаете право только на прием в штат 10
человек. Что, естественно, ограничивает расширение бизнеса. Кстати,
ограничение по доходам тоже распространяется на все патенты.
Четвертый: ставка налога сохранена на уровне 6
процентов. Но в отличие от «упрощенки» и «вмененки» законопроектом не
предусмотрена возможность уменьшить эту сумму на уплаченные страховые
взносы. Хотя сейчас такая возможность у патентной «упрощенки» есть.
В свое время Александр Починок
уверенно сказал, что ЕНВД отменять нельзя. Он нормально работает в
своей нише. Прошло чуть больше трех лет, и к отмене ЕНВД мы подошли
вплотную.
Не все «вмененщики» довольны ЕНВД.
Жалуются те, у кого в регионе установлен неподъемный для вида
деятельности коэффициент К2. Как обычно у нас в стране, нормальная
деятельность бизнеса нередко зависит от «барина», то есть от решения
местных властей. В жадных регионах бизнес и жалуется.
Но большинство резко против отмены ЕНВД.
Что понятно. Уже привычный, за годы ставший относительно внятным и удобным режим придется менять. На что менять, пока неясно.
Исходя из предлагаемых условий, в том числе по штатному количеству
работников, видно, что патент государство хочет оставить только для
микропредприятий. Причем, «микро-микро», ведь даже в соответствии с
нашими же законами под микропредприятиями подразумевается ограничение в
15 сотрудников. В общем, для домашнего бизнеса (тем более непонятно, за
что неудачно потерявшего право на патент предпринимателя так сразу
наказывать общим режимом).
Но если предпринимателям предлагают хоть какую-то замену, то
юридическим лицам не оставляют особого выбора. В отличие от ЕНВД,
«упрощенка» и патент имеют один большой недостаток – ограничение
«сверху» по доходам. При больших оборотах остается только общий режим. С
полным бухучетом и налогообложением.
Почему не дать возможность использовать ЕНВД добровольно? Почему
микропредприятиям – юридическим лицам не предложить тот же патент? Зачем
ограничивать виды деятельности в патенте, когда ограничение весьма
мощно обрезает возможности бизнеса штатом сотрудников и уровнем
максимально возможного дохода? Почему в первую очередь решили ударить по
розничной торговле и общепиту?
Ответ напрашивается сам собой. При всей декларируемой поддержке
малого бизнеса, он не нужен и сильно мешает. В первую очередь, экспансии
крупных сетей в регионы. Все эти мелкие магазины и кафе, которые надо
заставить либо съежиться до 10 квадратных метров, либо платить по полной
программе, чтобы сами ушли.
Вторая цель - собрать больше денег. Об этом прямо говорится в
пояснительной записке к законопроекту: «сокращение сферы применения
системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для
отдельных видов деятельности увеличит количество налогоплательщиков
общего режима налогообложения и упрощенной системы налогообложения, что
позволит увеличить налоговые поступления от них в федеральный бюджет и
бюджеты субъектов Российской Федерации».
Громкие речи о поддержке малого бизнеса остаются словами. Иные выводы, читая законопроекты последнего времени, сделать сложно.
Юлия Кабирова, эксперт журнала "Современный предприниматель"
|