Есть неплохая фраза: «Если не можешь изменить обстоятельства,
меняй своё отношение к ним». Я очень часто говорю её своим товарищам,
когда, ну, например, мы попадаем в пробки… Всё, что уже могло случиться
– случилось. Можно судорожно подпрыгивать в кабине, крыть матом всех и
вся, стравливать бессильную злобу в радиоэфир, но ситуации это не
изменит. Пока там, впереди, не рассосётся затор вокруг ДТП, или не
поднимется шлагбаум железнодорожного переезда…
В последнее время эта же фраза периодически всплывает в голове,
когда раз за разом разговоры с коллегами начинают крутиться вокруг
самых злободневных автотранспортных тем – стоимость солярки и ставки на
перевозки.
Без иллюзий…
Для запущенных болезней простых лекарств не
бывает. Мировая экономика, и российская в том числе, пожинает плоды
глобального «углеводородного кризиса», спровоцированного, как
утверждают специалисты, не нехваткой нефти как таковой, а исключительно
спекулятивной основой мировой финансовой системы.
Нефть как добывалась, так и добывается, и примерно
в тех же объёмах, как это было два-три-четыре года назад. Тогда её
вроде хватало на всех… Но за последний год на нефтяной рынок за
получением гарантированной прибыли хлынули деньги, которые до этого
«крутились» в секторах недвижимости, продуктов питания, высоких
технологий, промышленного производства. Раздувается очередной «мыльный
пузырь» на акциях, фьючерсах, прогнозах, биржевых спекуляциях.
Подчёркиваю – в масштабах всей мировой экономической системы. Не стоит
питать иллюзий, что, например, протесты автотранспортников против
высоких цен на ДТ, где бы они не происходили, окажут на финансовых
спекулянтов сколько-нибудь значимое влияние… Увы, не окажут… Цены
рухнут вниз, когда этот перегретый спекулятивный пузырь лопнет сам.
Обозначив дату начала очередного мирового кризиса, какие уже случались
неоднократно. Пусть и по другим поводам…
Российская специфика: ждём-с…
У нас негативные мировые тенденции накладываются
на собственные не менее негативные реалии. Государство, по большому
счёту, опирается исключительно на нефте- и газодоллары. Других
источников пополнения бюджета и различных фондов нет. Сырьевой характер
российской экономики – это другая, более честная формулировка гордой
фразы про то, что «Россия является ведущей мировой энергетической
державой». Интересы нефтяных олигархов и бюрократический машины
государства переплетены настолько причудливо и плотно, что невозможно
понять, где заканчиваются интересы одних, и начинаются интересы других.
Можно утверждать, что борьба с ростом цен на топливо – это борьба, в
сущности, с интересами финансово-промышленных групп, которые присвоили
право называться «государством».
И тогда становится более-менее понятной невнятная
и половинчатая позиция высших чиновников государства, не готовых
принимать каких-либо действенных мер по сдерживанию цен на
энергоресурсы. Такое ощущение, что власть только и делает, что
выжидает, затаив дыхание, глядя на «мировой рынок»: чем же эта
свистопляска закончится, и насколько сильно ударит по российской
экономике? В том, что «ударит», никто, похоже, не сомневается, но
тревожные предчувствия прячутся за оптимистичными реляциями о «росте
макроэкономических показателей» и «стабильности»…
Без иллюзий-2
Нет никаких сомнений, что кризис, связанный с ростом цен на топливо, станет причиной неизбежного передела рынка автоперевозок.
Многие из тех, кто сегодня работает бессистемно,
на уровне таксиста-«бомбилы», выезжающего вечером подкалымить на
бензин, просто не выживут…
Слабые автоперевозчики (причём, вне зависимости от величины и формы бизнеса) станут ещё ослабленнее.
Сильные (или грамотные? или изворотливые?),
короче, те, кто каким угодно способом сумеет продержаться в это смутное
время на плаву – возможно, будут иметь шансы...
При этом наши автотранспортники, как бы ни бузили
«промеж своих», не готовы к сколько-нибудь серьёзным совместным
скоординированным действиям. Причём больше всего это касается выработки
единой политики на повышение ставок, чем на участие в акциях,
направленных против роста цен. Надо отдавать себе отчёт, что помахать
флагами и заявить, что «я сделал всё, что мог» – одно, а выстраивать
взаимовыгодные отношения с партнёрами – совсем другое… Ведь
автоперевозчики, которые в состоянии влиять на формирование ставок
(большой парк автомашин, либо работа непосредственно с прямыми
заказчиками, без многочисленных посредников-диспетчеров), понемногу, по
чуть-чуть, но ставки для себя поднимают. Рассуждая следующим образом:
«При дальнейшем росте цен на солярку я забиваю это повышение в величину
ставки на перевозку, оговариваю эту величину с
экспедитором/грузоотправителем. Предлагают меньше – не еду. Не вижу
смысла гонять машины себе в убыток… А заботу по поводу растущей
инфляции и всеобщего повышения цен брать на себя не хочу и не буду –
пусть у министров от этого голова болит, пусть они думают, как проблему
решать…». Но, к сожалению, картину рынка автоперевозок формируют не
они, а те, кто в силу различных обстоятельств соглашаются работать по
любым, даже копеечным ставкам…
Вопрос – на кого же направлять свой праведный гнев
по поводу низкой рентабельности бизнеса? Если я скажу, что в первую
очередь на самих себя, многие со мной согласятся?..
|