Резкое повышение ставок транспортного налога в ряде регионов России, в
частности, в Волгоградской области, может привести к банкротству
перевозчиков региона. Наиболее сильно ударили нововведения по карману
владельцев фур, чья мощность двигателя превышает 250 лошадиных сил. Для
них ставка налога выросла с 26 до 85 рублей за одну лошадиную силу.
Проще говоря, сейчас за право ездить по волгоградским дорогам
дальнобойщик вынужден отдать минимум 21 тысячу рублей.
Между тем
региональные законодатели, в чьем ведении находится изменение ставок
транспортного налога, утверждают, что в условиях кризиса повышение
налоговых ставок просто необходимо: «Предоставленные администрацией
Волгоградской области данные по ставкам транспортного налога, в том
числе на грузовой транспорт, говорят о том, что изменение ставок
транспортного налога в Волгоградской области, которые, кстати, не
изменялись уже три года, не выбивается за уровень ставок в целом по
России, – говорит заместитель председателя комитета по бюджету, налогам
и финансам Волгоградской облдумы Олег Болотин. – Естественно, налоги
платить не хочет никто, но, думается, из-за того, что в регионе
повысится ставка транспортного налога, объемы перевозок не сохранятся,
и перевозчики не уйдут в другие регионы. Ведь офшоров вокруг Волгограда
нет. Что же касается того, хорошо или плохо повышать налоги в период
кризиса, то с одной стороны это, конечно, плохо, но с другой – у
администрации сейчас столько нерешенных социальных проблем, что мы
просто вынуждены пойти на этот шаг, чтобы не ухудшить и без того
тяжелое положение социально незащищенных слоев граждан».
Однако
перевозчики считают, что изменение в сторону повышения ставки
транспортного налога попросту убьет региональный рынок грузоперевозок:
«Большинство предпринимателей не знают о новых ставках, так как
квитанции об оплате транспортного налога только начали приходить, –
считает президент Некоммерческого партнерства объединения
добросовестных перевозчиков в Волгоградской области «Царицын» Александр
Донцов. – Когда же они узнают о суммах, которые должны заплатить,
уверен, будут поставлены перед выбором: или думать, как минимизировать
затраты, или просто продавать машины и сворачивать бизнес.
Последствия
для области могут быть катастрофическими, ведь почти 100 процентов
участников регионального рынка грузовых перевозок (более четырех тысяч
машин) – это индивидуальные предприниматели, имеющие 1-5 автомобилей, а
доля крупных компаний крайне мала. Посудите сами, если в прошлом году
за пять грузовиков нужно было заплатить около 50 тысяч, то в этом –
более 150 тысяч рублей. Для большинства владельцев сумма неподъемная.
Региональный рынок и так расшатан последствиями экономического кризиса
– постоянно падает стоимость заказов и объем перевозимых грузов, вместе
с этим увеличивается стоимость запчастей и прочих расходов. Повышение
же транспортного налога попросту «добьет» многих индивидуальных
предпринимателей», – считает эксперт.
Частные перевозчики пока
затрудняются сказать, что повлечет за собой трехкратное увеличение
транспортного налога, поскольку, по их мнению, в России может случиться
все, что угодно: «На самом деле люди будут искать все возможные способы
просто не платить этот налог, – считает индивидуальный предприниматель
Игорь Лебединский. – Насколько я знаю, ставка транспортного налога
поднялась с 26 до 85 рублей, профсоюз водителей-профессионалов пытался
собирать подписи для того, чтобы отменить столь резкое поднятие налога,
но к чему это привело, я не знаю.
Впрочем, не берусь и
прогнозировать, что будет после того, как транспортники получат новые
квитанции об уплате транспортного налога. Просто потому что Россия –
страна очень непредсказуемая, в которой случиться может все что угодно».
Однако
более крупные перевозчики настроены гораздо более пессимистично: «Рынок
перевозок и так рухнул. Его практически не осталось. Если раньше у нас
выходило на линию до 80 машин, сейчас от силы десять, – сетует
начальник отдела эксплуатации ООО «Автобаза №1» Олег Царев. –
Строительство остановилось, других заказов тоже нет, вот и стоим.
Осталось только налогами добить – и все».