В ближайшее время ГИБДД могут переименовать. Кроме нового названия, у российских сотрудников появятся и новые обязанности. Также изменится и структура подчинения: региональные власти непосредственно будут подчиняться федеральным. Doroga63.ru попыталась выяснить, как эти реформы повлияют на сложившееся у жителей России, в целом, и Самары, в частности, восприятие госавтоинспекции.
В 1998 году привычную всем аббревиатуру ГАИ заменили на ГИБДД – и государственная автоинспекция стала государственной инспекцией по безопасности дорожного движения. На заседании оргкомитета III Международного конгресса «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни» председатель Совета Федерации Сергей Миронов снова предложил изменить название былых «гаишников» на «дорожную полицию». Таким образом, реформа переименования милиции коснется еще одного ее подразделения – ГИБДД. В Правительстве РФ давно обсуждали вопрос не только о переименовании, но и о кардинальном реформировании госавтоинспекции. Говорили о том, что ГИБДД выполняет много несвойственных ей функций, которые мешают осуществлять основные обязанности.
По сообщениям из открытых источников, Сергей Миронов предложил расформировать существующую службу ГИБДД, а вместо нее создать новую организацию «Дорожная полиция» с отличающимися функциональными обязанностями. Причем дополнительного финансирования не потребуется, необходимо лишь внести поправки в закон «О полиции», которые в ближайшее время рассмотрит Госдума. Будущих дорожных полицейских предлагается, например, лишить права проведения техосмотра и приема экзаменов на выдачу водительского удостоверения. Главной функцией должно стать регулирование дорожного движения и обеспечение безопасности его участников. Также планируется создать единую четкую вертикаль власти, при которой гаишники будут подчиняться не местным властям – МВД конкретного региона и местному губернатору, а своему прямому начальству.
«Без ГИБДД на дорогах существовать сложно. Без контроля и надзора у нас нельзя – не настолько высоко развито правосознание наших людей: и кнут и пряник никто не отменял. Я считаю, крайне важно вывести дорожную полицию в отдельную федеральную службу. Она будет обладать всей полнотой власти при контроле за дорожным движением, с избавлением от ряда несвойственных ей функций», – считает председатель центрального комитета межрегионального профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко. Наделение дорожной полиции особыми правами подразумевает, по мнению господина Войтко, повышение ответственности сотрудников новой структуры перед гражданским обществом, а также открытость и прозрачность их работы. Механизм такой работы должны разъяснить сотрудникам с самого начала создания структуры. Существующий карательный уклон пока еще ГИБДД должен измениться на профилактический: не выписывать штрафы и предписания, а осуществлять профилактику правонарушений и защиту законных прав и интересов участников дорожного движения.
Схожей позиции относительно действий сотрудников госавтоинспекции к российским гражданам придерживается руководитель автоклуба «Самара 63» и исполнительный директор НП перевозчиков «Поволжье» Татьяна Васильева: «Мне кажется, если просто переименовать структуру, ничего в ней не изменится. Если же несколько модифицировать функции, то это уже другой вопрос. На мой взгляд, дорожная полиция, прежде всего, должна осуществлять контроль за безопасностью на дороге, помогать водителям, а не «подлавливать» их в кустах. Мое мнение таково: как ни назови – лишь бы работало».
Как рассказывает Татьяна Васильева, ее друзья, путешествуя по странам Европы и Азии, описывают совершенно иную ситуацию, нежели сложилась в России. Если машина сломалась где-то на хайвее, то быстро подъезжают полицейские службы, сами вызывают «техничку» и следят, чтобы не произошло дополнительных ДТП вокруг. А в Иране, например, если перевозчик заблудился, полицейский разъяснит, как куда добраться или лично покажет дорогу до места разгрузки/погрузки.
Неизвестно, изменится что-нибудь с трансформацией ГИБДД в дорожную полицию или нет, но становится ясным одно: необходимость реконструкции существующей структуры и изменения как функций, так и отношения общественности к работе сотрудника ГИБДД. Самарский автовладелец Антон Крайнов считает, что прежде чем переименовывать ГИБДД в дорожную полицию необходимо саму милицию полицией обозначить, а уж потом касаться подразделений. «И, главное, конечно, состоит в том, – говорит Антон, – чтобы гаишник, или как бы его ни называли, уважал водителя, пытался ему помочь и предотвратить различные неприятности на дороге, а не пытаться вытащить любыми способами денги. Думаю, что с повышением им зарплаты после нового года многое должно измениться. Но я надеюсь, что вместе с дорожной полицией появится и новое ощущение защиты со стороны государства в лице сотрудников новой службы. И появится некто, как Дядя Степа из детства, только на дороге».
В России полиция появилась в 18 веке по указу Петра I. Кроме поддержания порядка, изначально она занималась и другими делами, например, мощением улиц и уборкой мусора. В 1917 прошла реформа, после которой полицию переименовали милицию. Последняя в свою очередь должна была олицетворять дружинников в форме. Милиция до сих пор существует в некоторых странах бывшего Советского Союза, в том числе до настоящего времени и в РФ. В Азербайджане, Армении, Грузии, Казахстане, Латвии, Литве, Молдавии и Эстонии органы правопорядка носят название – полиция. Переименование ГИБДД в дорожную полицию так же пройдет в рамках проводимой в России реформы Министерства внутренних дел, которая должна завершиться к 1 января 2012 года.