В
пятницу Дума приняла в третьем чтении поправки, удваивающие базовую
ставку транспортного налога с 2010 г. Законопроект внесло
правительство, приняла «Единая Россия» —
три оппозиционные фракции голосовали против. Правительство мотивировало
повышение ставок необходимостью пополнить региональные бюджеты, куда
налог перечисляется в полном объеме.
Базовая ставка мало что значит. Ставку транспортного налога утверждает законодательное собрание
региона: оно может как снизить налог в 10 раз, так и повысить его
впятеро. Поправки позволят регионам дифференцировать ставку в
зависимости не только от мощности двигателя, но и от года выпуска
автомобиля или его экологического класса.
Но повышение ставок не
обязательно приведет к симметричному росту собранных налогов. В
сентябре после одобрения поправок правительством председатель комитета
финансов администрации Санкт-Петербурга Эдуард Батанов говорил «Ведомостям»,
что город планирует еще на 25% увеличить ставки, которые и так были по
большинству классов максимально возможными. Но на прошлой неделе
губернатор Валентина Матвиенко заявила, что в 2010 г. налог повышаться
не будет — ее разжалобило трудное положение транспортных компаний.
В себестоимости перевозок транспортный налог составляет 3%, говорит гендиректор перевозчика «Трансэк»
Сергей Ковальчук, но транспортные компании сейчас работают хорошо если
в ноль, а многие — и в убыток, повышение налога приведет как минимум к
увольнению сотрудников.
А тогда регион потеряет в подоходном
налоге и получит безработных, которым надо еще и пособие платить,
подхватывает и. о. начальника Северо-Западного представительства
Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Константин
Шаршаков, а еще компании могут начать уходить в другие регионы, где ставка налога
ниже, чем в Петербурге, — по его данным, таких 17. Заказы могут
перехватить и зарубежные компании, например эстонские: в стране ввоз
грузовиков беспошлинный и транспортные услуги дешевы.
В Нижегородской области в 2009 г. ставки транспортного налога — одни из самых высоких в стране (даже
для наименее мощных машин — максимальные), в сентябре областные власти
закладывали их 10%-ный рост в 2010 г. Но все-таки отказались от такой
идеи. В последние три года отток автомобилей, особенно дорогих, в
соседние регионы уже произошел и собираемость налога упала, объясняет
председатель бюджетного комитета нижегородского законодательного
собрания Александр Шаронов, еще большее повышение ставок будет
контрпродуктивным — из-за снижения базы налога.
Собираемость
высокого налога с оставшихся в Нижегородской области автовладельцев
также оставляет желать лучшего: по данным местной налоговой службы, в
марте 2009 г. автовладельцы получили уведомления об оплате
транспортного налога на 2,5 млрд руб., но к августу выплатили лишь
1,2 млрд руб.
В июне Самарская область повысила ставки налога примерно на 15%, но до уровня ниже, чем в Нижегородской.
Депутат
Самарской губернской думы Михаил Матвеев говорит, что новых инициатив
по повышению ставки транспортного налога в думу не поступало даже на
уровне обсуждения. По его мнению, это связано с тем, что повышение
налога не прибавит популярности региональной власти и может привести к
росту оппозиционных настроений накануне выборов 2010 г.
На
обострение социальной напряженности на прошлой неделе ссылались и
депутаты Законодательного собрания Красноярского края, отказавшиеся
принимать закон, увеличивающий ставки налога на 30-50% в 2010 г.
Повышение
транспортного налога до максимально разрешенного новым законом уровня
ударит по сравнительно небогатым владельцам старых автомобилей с
мощными моторами, особенно старых внедорожников (средняя
для внедорожника мощность — 280 л. с.), считает директор по развитию
auto-dealer.ru Олег Дацкив: сумма транспортного налога может быть
близкой к стоимости их машин.
Новость о возможном повышении налога повлияла и на поведение состоятельных россиян. «Люди,
приходящие купить 2-3-летний автомобиль за 1 млн руб., сейчас очень
интересуются размером транспортного налога на него», — говорит Давид
Павлов из группы Major. Например, девять из 10 покупателей, планирующих
приобрести Land Rover Discovery с пробегом 50 000-60 000 км, выбирают машину с дизелем 2,7 л (190 л. с.), а не с бензиновым мотором 4,4 л (295 л. с.), рассказывает он: растет спрос и на BMW X5 и X6 с дизельными двигателями.
Некоторые
производители и дилеры сейчас спешно снижают мощность двигателей,
например с 256 до 249 л. с., знают Дацкив и Павлов. Но будут
применяться и другие методы, считают эксперты: регистрация автомобилей
на льготников, перерегистрация машин в регионах с более низкими
ставками налога и даже занижение мощности в документах с помощью
сотрудников ГИБДД.
По словам сотрудника подмосковной ГИБДД, в
последнее время часто более чем 200-сильные моторы по бумагам проходят
как 149-сильные и налог на каждую силу ниже более чем в два раза.