Цитирую. “По мере дальнейшего удорожания этого сырья в
страны-экспортеры поступает огромный приток нефтедолларов, и по оценкам Goldman
Sachs общие накопления экспортирующих государств могут вскоре достичь отметки 73
млрд долл., что, по их мнению, приведет к росту американской валюты. Дело в том,
что страны-производители черного золота обычно вкладывают прибыль, полученную от
нефти, в ликвидные активы. Особенно сейчас, на фоне продолжающегося нефтяного
"ралли". Когда каждый месяц в казну поступают десятки миллиардов долларов, очень
сложно правильно управлять такими деньгами. Причем вложение этих средств в
ликвидные активы является идеальным вариантом", - отмечает кредитный аналитик
Goldman Sachs Чарльз Химмельберг. “Хорошим примером ликвидных активов являются
американские казначейские ценные бумаги", добавляет эксперт.
“Когда каждый месяц в казну поступают десятки миллиардов
долларов, очень сложно правильно управлять такими деньгами.” В упрощенном до
плакатного языка варианте, призыв Goldman Sachs можно изобразить так: «Верните
деньги назад – вам Ванькам с такой кучей бумаги все равно не управиться».
Кудрина наверное цитируют. Но вот уж кто заинтересован в
“стерилизации избытков ликвидности от нефтяного экспорта” так это собственно
американское казначейство. Которое в такой вот вежливой форме фактически
говорит: “Не вы цены на энергоносители устанавливали, и деньги эти как бы не
совсем ваши получаются”.
США в настоящий момент успешно перекладывают свои инфляционные
издержки на мировую экономику. И на нашу. Современная
мировая финансовая система основана на эммисионной накачке в пользу эмиссионного
центра, т.е. США. И пока нет никакого другого, сравнимого по политической
устойчивости и экономическому потенциалу эмиссионного центра,мы
свою нефть не “продаем” а “поставляем” и взамен получаем рост собственной
инфляции.Мы оплачиваем государственный и корпоративные долги
США, а также долги и привычный уровень потребления американских домохозяйств. Мы
платим за ипотечный кризис в США и слабость доллара. Платим своей инфляций и
снижением эффективности собственного реального сектора ввиду роста цен на
энергоносители внутри России.
Мы включены в глобальную экономику. Для нас это означает, что
вровень с мировыми растут и наши внутренние цены на нефтепродукты (а совсем
скоро на газ и электроэнергию). Управляемый США рост цен на энергоносители на
мировых рынках приводит к ничем не сдерживаемому росту издержек нашей экономики.
Это потому что “свобода перемещения энергоресурсов” и “долой энергетический
национализм”.
Но уровень наших дополнительных доходов от экспорта в условиях
роста цен напротив сдерживается очень старательно и эффективно на заданном
уровне. Достаточный ли это уровень, для того чтобы компенсировать издержки от
роста цен? Думаю, в скором времени станет очевидно, что нет. И здесь останется
два пути. Или перенацелить стаб.фонд с поддержки американской экономики на
поддержку нашей собственной или начать регулировать внутренние цены на
энергоносители. Или третий вариант – терпеть и ждать “авось как-то само
рассосется”.
И последний вопрос. От высоких цен на
топливо вроде как должна страдать и сама американская экономика, зависимая от
внешних поставок?Да, должна страдать, но пока
этого не заметно. Средняя цена на бензин марки Премиум 95 в
США составляет один доллар за литр, что эквивалентно 23,5-24 руб/литр. Сегодня
цена этого же товара на московских АЗС на один рубль дороже.Средняя цена на дизельное топливо в США сегодня составляет 1,2 доллара за
литр, что эквивалентно 28-29 руб/литр. Мы догоним и перегоним американцев и по
цене дизеля, как только перейдем все дружно на стандарт ЕВРО-4. Будьте
уверены.
Сегодня, 11 июня 2008г., в канун четырехдневных праздников цена
дизельного топлива на Володарской ЛПДС против обыкновения слегка присела в
среднем на 200 р/тн. по сравнению с предыдущим днем до уровня 26600-26800 р/тн.
Предположительно по причине больших ранее накопленных остатков на хранении у
трейдеров.
Мы уже писали о том, что традиционная модель ценообразования
нефти, основанная на балансе «спрос-предложение» в современных условиях “чахлого
доллара” перестала работать. ОПЕК, созданная как инструмент
регулирования этого самого баланса утратила свою роль по той причине, что все
более значимым по силе воздействия на рынок является спекулятивный фактор.
Об этом неоднократно заявляли руководители OPEC, а
правительство Японии в недавно опубликованной “Белой книге” заявило, что “в
нынешней завышенной цене нефти лишь примерно половина определяется соотношением
спроса и предложения”.
Перед биржевой игрой на повышение (или на понижение) создается
соответствующий информационный фон – рынок готовят. Кто
создает этот фон? Основные биржевые игроки: Merrill Lynch & Co., Citigroup
Inc.,Goldman Sachs. Вот один из примеров
того, как Merrill Lynch & Co. и Citigroup Inc. вызвали рост цен на нефть:
«Цены на нефть выросли в связи с повышением прогнозов компаниями Merrill Lynch
& Co. и Citigroup Inc. из-за беспокойства о недостаточном предложении
топлива в странах, не входящих в ОПЕК. По мнению Джеймса Нила (James Neale),
аналитика из Citigroup, существуют основополагающие причины повышательной
тенденции рынка, соответствующие изменениям конъюнктуры». Это классический пример - в Citigroup нашли основополагающие причины
повышательной тенденции. Будьте уверены, рекомендации
Citigroup будут растиражированы и повторно проговорены аналитиками инвестбанков
по всему миру, а также мировыми СМИ. Этим рекомендациям привычно последуют более
мелкие биржевые трейдеры, менеджеров которых эти рекомендации освободжают от
ответственности за занятие неудачных позиций. И вот уже
трейдеры побежали на короткие позиции. Биржевая цена нефти растет. Далее начинает реализовываться вторая часть “Марлезонского балета” –
выйдет противоположная рекомендация и мелкие трейдеры побегут обратно.
Эта картина напоминает игру в покер, с тем отличием, что в
торговле нефтяными деривативами на мировом рынке тот, кто раздает карты еще и
сам играет, да ещё у него и самый большой чемодан наличных.
Поскольку “глобальные творцы рекомендаций” прогнозируют рост
нефтяных цен до конца 2008 года, стоит предположить, что «пузырь бумажной нефти»
они настроены раздувать и далее. Ростом цен на нефть
американцы “отобьют” свои недавние убытки от ипотечного кризиса.
Как только биржевые цены прыгают вверх, буквально на следующий день поднимают цены и трейдеры, причем в качестве аргумента всегда выставляют рост биржевых цен. Но в случае снижения экспортных цен, они не замечают этого факта. Вот такие наши трейдеры, с дефектом зрения.
Сегодня, 09 июня, под впечатление роста нефтяных котировок, наши трейдеры подняли оптовые цены на ДТ до 26900 р/тн.
Что творится на нашем, московском топливном розничном рынке?
Эта безрадостная картина приведена на графике.
Остались только на графиках времена, когда цена топлива составляла, в среднем,8 рублей за литр. Сегодня средняя цена топлива на московских АЗС(по данным Московской Топливной Ассоциации) составляет 22,57 рублей за один литр. Усредненная скорость роста за период наблюдения составляет 19 % в год. Но это усредненная.
В реальности, характер изменения цен носит скачкообразный характер. Так, например, последний скачок цен (не считая нынешнего) произошел осенью 2006 года и до осени 2007 года цены были стабильными на уровне 17,20 рублей за один литр. За этот период 2006-2007 г.г. только инфляция в России составила 20-22%.
Сейчас мы наблюдаем очередную корректировку розничных цен, которая включает накопленную инфляцию, а так же реальный рост затрат на нефтедобычу и нефтепереработку.
По нашему прогнозу,до конца июня окончательно сформируются розничные цены на московских АЗС, которые составят, примерно: Аи-95 - 25 р/л., Аи-92 – 24 р/л., Аи-80 – 21 р/л., ДТ - 24 р/л.
Особенностью нынешнего роста является опережающий рост цен на дизельное топливо по отношению к бензинам.Цены на дизельное топливо давно уже перегнали цены на бензин марки Аи-80 и приблизились к цене бензина марки Аи-92.
Здесь просматривается приближение к Европейской политике цен. Сегодня в Европе цена Бензина класса Премиум 95 и дизельного топлива практически одинакова и составляет в среднем 1,3 евро за один литр. Вилка цен такова: дизельное топливо - от 1,1 (Мальта) - до 1,63 (Великобритания), бензин – от 1,08 (Латвия) – до 1,66 (Голландия).
В США дизельное топливо (1,24 доллара за литр) значительно дороже бензина (1,03 доллара за литр).
О Московском рынке дизельного топлива. На фоне резко скакнувших 06 июня биржевых цен газойля до уровня 1275,50 долларов за тонну,экспортная альтернатива Московского НПЗ поднялась до 27430 р/тн.
Московские трейдеры отреагировали мгновенно и поднялицены ДТл-0,2-62на ВЛПДС до 26600 р/тн.
---------------------------------------------
Дмитрий Медведев на С-Петербургском экономическом форуме назвал вещи своими именами, а именно «… выяснилось, что в мире не хватает относительно ликвидных надежных объектов для размещения имеющихся у инвесторов средств». Обратите внимание, что в отличие от Европейских, Азиатских и прочих политиков, включая и Владимира Путина,впервые открыто сказано, что американцы, стоя у печатного станка, напечатали настолько много избыточных долларов, что не только американская, но и в целом мировая экономика не может их проглотить, их некуда вкладывать, «не хватает относительно ликвидных надежных объектов.» И это еще мягко сказано. Представляю, какой шум по поводу этого высказывания поднимут американцы. И, в первую очередь, обвинят Россию во всех смертных грехах. Как только начали сдуваться фондовые рынки, а доллар все больше стал походить на цветные бумажки, избыточная масса фантиков влилась в оставшиеся единственно надежные и ликвидные сырьевые активы. За одну торговую сессию, и это рекорд, нефть Брент подорожала почти на 10 долларов, достигнув вершины $/bar 137,41.
В свете всего вышесказанного невольно встает вопрос: увеличение объемов экспорта нефти – действительно есть такая задача? Увеличение мощностей экспортных нефтепроводов, газопроводов, нефтетерминалов – это зачем? Чтобы помочь Европе и Азии в энергоресурсах? Такой «подвиг» России в Европе не оценят, как не оценивают его и сейчас.
Чтобы скупить Западные активы? Но за последние лет пять стало очевидным, что наши зарубежные друзья совсем не стремятся продавать российским компаниям инфраструктурные или просто значимые объекты своей экономики. Те покупки что все-таки состоялись экспансией точно не назовешь – масштабы приобретений крайне скромные.
Чтобы заработать как можно больше денег сегодня под неотложные текущие нужды? Но ведь избыток полученных государством средств от продажи нефти уходит в так называемый стабилизационный фонд под заверения того, что эти средства необходимо “стерилизовать”.
Может быть, уж коли эти деньги, как считают у нас в Минфине для экономики лишние, а для стабилизационного фонда не могут придумать достойного применения, может быть, следует несколько пересмотреть политику в части экспорта энергоресурсов?
Возможно, действительно, необходимо ввести в России плановую экспортную продажу энергоресурсов, исходя из конкретных потребностей принятого годового бюджета?
А нефть и газ пусть покоится себе в недрах. Недра, данные нам природой - это самый надежный и растущий в цене актив. Доказанные запасы энергоносителей – разве это неесть лучший возможный на сегодня стабилизационный фонд (уж конечно получше, чем облигации американских компаний или федерального правительства)?
На поверхности лежит одно и очень важное возражение: если мы не будем продавать нефть и газ, то к нам придут и принудят это сделать. Начнут конечно с дипломатического давления, ну а до чего дойдут будет зависеть от того, чем мы можем ответить.
Расследования в сенате США по поводу резкого роста цен на энергоносители приоткрыли частично механизм и причины такого роста – это, так называемые индексные фонды, позволяющие играть на рынке нефти, созданные в течение 2007 года.
«По данным Dow Jones-AIG, в конце I квартала 2008 г. в индексные фонды, рассчитанные на рост цен на сырье, было вложено $180 млрд». (Ведомости, 04-06-2008 г.). Доигрались до $/bar 135, заработали очень хорошо, строили планы догнать рынок до $/bar 150.
Выигрыш, как всегда, оплачивает реальный потребитель на автозаправочных станциях и в США, и в Европе, и в России. Следующий вопрос – как поведет себя нефтяной пузырь? Лопнет, будет плавно сдуваться или продолжит рост после того, как утихнет шумиха?По нашему мнению, пузырь будет плавно сдуваться в летний период до 100-110 долларов за баррель, а осенью возобновит рост до обещанных ранее $/bar 150.
Косвенным признаком того, что пузырь плавно будет сдуваться – это отсутствие в информационном поле негативных факторов, играющих на повышение цен.Обычно, как показывает практика, перед игрой на повышение «быки» создают информационную оболочку типа:«в Атлантике наступает сезон ураганов и тайфунов», или «Турецкая армия усмиряет Северный Курдистан», или «Иран грозится перекрыть Ормузский пролив», или «беда пришла из Китая, он выпил всю нефть», но самая распространенная фенька - «завтра нигерийские повстанцы взорвут нефтепровод». Если Вы прочитали аналогичное сообщение, знайте, «быки» оживились и толкают рынок вверх.
Слабонервные и доверчивые трейдеры, подверженные стадному инстинкту, устремляются за «быками» и открывают короткие позиции. Цена идет вверх. Результат известен. Творцы информационной оболочки снимают гарантированный доход. Сегодня «быки» ушли в тень. Пришли «медведи». Надолго ли? Будем посмотреть.
По состоянию конца торгов 04 июня 2008 года на ICE цена Брент упала еще на три доллараи составила $/bar 121,38, а цена Дт упала на 35 долларов за тонну, и, экспортная альтернатива Московского НПЗ опустилась до 23700 р/тн.
Сегодня, 05 июня, трейдеры предлагали ДТл-0,2-62 по цене 26000-26150 р/тн.
То ли американские финансовые регуляторы распугали биржевых спекулянтов, то ли мировой экономике действительно стало кисло от сверхвысоких цен на нефть и нефтепродукты, но июльские фьючерсы за вчерашний торговый день упали в цене на 3 доллара по нефти и на 20 долларов по газойлу. В результате, экспортная альтернатива ДТМосковского НПЗ упала до 24600 р/тн.
Следуя мировой тенденции, присели оптовые цены на ДТ и на Володарской ЛПДС. Трейдеры на ВЛПДС предлагали утром по 26500 р/тн, во второй половине дня цены опустились до 26300, а один из московских давальцев с 04 июня установил цену ДТ 26000 р/тн. Подмосковные нефтебазы держат цену ДТ в диапазоне 26300-26500 р/тн.
Если снижение цены за прошедшие два дня рассматривать как тенденцию, то рынок ДТ может опуститься до 25000 р/тн уже на следующей неделе.
Мировые цены на нефть за последние дни притормозили в росте, но и не показывают снижение. Диапазон цен на нефть в предыдущие пять дней составляет 127-130 долларов за баррель, аGasOil в диапазоне 1190-1240 долларов за тонну. С учетом повышенной ставки экспортной пошлины, введенной с 01 июня экспортная альтернатива с Московского НПЗ находится в пределах от 25000 до 26500 р/тн.
Возможно, стабилизация наступила из-за начала работы комиссии США по торговле сырьевыми фьючерсами, которая уже проверила ряд финансовых инвесторов, включая Пенсионные фонды. Результаты деятельности комиссии пока не опубликованы, но сам факт работы государственных структур в этом направлении, по-видимому, несколько охладил «бычьи» настроения финансовых игроков нефтяного рынка.
Некоторая стабилизация мировых цен, возможно, повлияла и на внутренний рынок. Сегодня цена предложений ДТ на Володарской ЛПДС не изменилась по отношению ко вчерашнему дню и составляет 26800 р/тн.
Внешние цены на дизельное топливо приседают и 31 мая торги на ICE по GasOil завершились на отметке 1 187,25 долларов за тонну, что по нашим расчетам соответствует экспортной альтернативе 24830 р/тн с Московского НПЗ. Можно предположить, что это обстоятельство в некоторой степени отразилось и на Володарской цене.
Сегодня оптовыепродавцы на Володарской ЛПДС предлагают дизельное топливо по цене 26 800 р/тн. (Минус 200-400 р/тн. относительно пятницы 30 мая). Но радоваться этому обстоятельству, по нашему мнению, преждевременно.
Во-первых, цена нефти, по которой закупились Российские НПЗ на июнь (12 000-12 400 р/тн) увеличилась по отношению к маю на 20-23%, что соответственноприведет к росту цен на весь спектр нефтепродуктов в России. Так, например, сегодня предложения от Уфимских давальцев следующие: Аи-95 по 27200 р/тн,Аи-92 по 25 100 р/тн, Аи-80 по 23 900 р/тн, ДТ по 26 300 р/тн.С учетом услуг по прокачке ДТ на ВЛПДС цена не может быть менее 27 000-27 500 р/тн.
Во-вторых, есть косвенный ориентир. В качестве этого ориентира мы используем цены на АЗС в столице отечественной нефтепереработки – Самаре. С седьмого мая здесь установлена цена на дизельное топливо 25 р/литр. Наблюдения показывают, что с некоторым опозданием Самарские цены неминуемо приходят и в Москву. Так что, наш предыдущий прогноз на вилку 24-26 р/литр дизельного топлива не является фантастическим.
Сегодня 29 мая 2008 года на Московском рынке нефтепродуктов оптовые цены на дизельное топливо прекратили рост и остановились на уровне 27000-27400 р/тн на Володарской ЛПДС. Подмосковные нефтебазы распродают прежние запасы в среднем по 26000 р/тн.
Почему остановился рост цен?
Первая причина. Нефтяные компании добились поставленной еще в конце апреля цели, а именно, удалось выровнять экспортные цены на дизельное топливо и цены внутреннего рынка.
Вторая причина остановки роста цен – это шок, который испытали на этой неделе участники рынка. Все понимали, что рост цен неизбежен из-за ценовых ножниц между внутренними и экспортными ценами, но, тем не менее, история наших наблюдений за рынком ДТ с 2004 года (см. график) не знает прецедентов, когда за три дня цены прыгали вверх на 12% (4% в день).
Неделя завершается значительным скачком цены на летнее дизельное топливо. Сегодняшняя цена равна 25 000 рублей за тонну (+ 1 000 рублей от значения вчерашнего дня).
Цена летнего дизельного топлива сегодня возобновила свой рост. Сегодняшняя цена равна 24 000 рублей за тонну (+ 700 рублей от значения вчерашнего дня).
Цена летнего дизельного топлива сегодня осталась без изменений - 23 300 рублей за тонну. Мы не ожидаем, что это затишье окажется сколько-нибудь продолжительным.
Цена летнего дизельного топлива сегодня повысилась дополнительно на 300 рублей и составила 23 400 рублей за тонну. Мы ожидаем дальнейшего роста цен на фоне роста объемов экспорта, а также роста цен на энергоносители на внешних рынках.