Ставки транспортного налога удвоены не будут.
В пятницу, 20 ноября, депутаты пересмотрели свое решение недельной
давности, предусматривающее увеличение размера базовой ставки этого
платежа. Между тем, регионы получили право не в пять, а в десять раз
увеличивать размер сбора.
Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости. Ставки
транспортного налога удвоены не будут. В пятницу, 20 ноября, депутаты
пересмотрели свое решение недельной давности, предусматривающее
увеличение размера базовой ставки этого платежа. Между тем, регионы
получили право не в пять, а в десять раз увеличивать размер сбора. С
учетом того, что региональные бюджеты испытывают дефицит, новация может
привести к увеличению платежей с автовладельцев до величины, равной
той, что была бы при удвоении ставки налога. Сейчас для легковых
автомобилей с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (л.с.) базовая
ставка транспортного налога составляет 5 рублей, от 100 до 150 л.с. — 7
рублей, от 150 до 200 л.с. — 10 рублей, от 200 до 250 л.с. — 15 рублей,
свыше 250 л.с. — 30 рублей. В прошлую пятницу депутаты Госдумы одобрили
поправки в Налоговый кодекс, предусматривающие увеличение этих ставок
в два раза. Эта мера, по задумке правительства, должна была позволить
увеличить доходы региональных бюджетов. Но решение вызвало волну
недовольства автомобилистов. 16 ноября в крупных городах России
владельцы машин в течение нескольких минут подавали звуковые сигналы.
Граждане готовили и другие акции протеста. Сенаторы решение
депутатов не поддержали, предложив создать согласительную комиссию
и переработать документ. Затем на совещании в администрации президента
РФ, по словам руководителя кремлевской администрации Сергея Нарышкина,
депутатам рекомендовали пересмотреть решение о повышении транспортного
налога. В итоге 20 ноября законопроект был рассмотрен депутатами
второй раз и одобрен в редакции согласительной комиссии. Это значит,
что действующие с 2003 года ставки транспортного налога будут
сохранены. Правда, при этом местным органам власти разрешено
увеличивать или уменьшать их в десять раз. Напомним, что сейчас
законодательные собрания субъектов РФ могут варьировать базовую ставку
не более чем в пять раз. Таким образом, максимальная ставка
транспортного налога в редакции согласительной комиссии будет
фактически равна той, которая предусматривалась в первоначальном
законопроекте при удвоении ставки. «Депутаты "спихнули”
ответственность на региональные власти», — говорит эксперт компании
«Консультант Плюс» Алексей Смирнов, — «Теперь, если налог будет
увеличен, то виноватыми окажутся не депутаты Госдумы, а власти субъекта
РФ.» «Минфин, Госдума, Совет Федерации, сказав, что повышать
налоги вредно, просто "умывают руки” и заранее снимают с себя
ответственность за возможные протестные выступления», — соглашается
Эдуард Савуляк, директор московского офиса международной консалтинговой
компании Tax Consulting U.K. Между тем, регионы нуждаются
в увеличении налоговых доходов. По словам гендиректора Экономической
экспертной группы Александра Андрякова, в 2009 году налоговые доходы
региональных бюджетов по сравнению с показателями 2008 года сократились
на 26%. Власти благополучных регионов, например, Москвы
и Санкт-Петербурга уже сказали, что повышать ставку транспортного
налога не будут. Но для тех руководители регионов, кто готов на свой
страх и риск увеличить платежи с автовладельцев, парламентарии оставили
«окошко» для повышения. Увеличивать транспортный налог, может
быть и не сейчас, но необходимо, так как нужны средства на ремонт
дорог, находящихся в удручающем состоянии, говорит директор отдела
налогообложения аудиторской компании Грант Торнтон Дмитрий Рувинский.
Но при определении ставки нужно учитывать не только мощность машины,
но и ее возраст. Машина может быть мощной по количеству лошадиных сил,
но если ее возраст составляет, например, 15 лет, то с высокой долей
вероятности ее владелец — среднестатистический гражданин. Неужели он
должен платить деньги, сопоставимые с суммой транспортного налога,
например, на новый автомобиль Toyota Land Cruiser, рассуждает Дмитрий
Рувинский. «Ставка транспортного налога должна быть привязана
к стоимости машины и цене бензина, а не к номинально декларированным
лошадиным силам», — полагает он. Во всех развитых странах размер
налога зависит от объема потребления бензина: чем дороже и мощнее
машина, тем больше топлива она потребляет. Соответственно, чем больше
человек ездит на такой машине, тем больше он будет платить за бензин.
«В российском налоговом законодательстве есть акциз на бензин,
оплачивает его, в конечном счете, все равно потребитель, — говорит
Дмитрий Рувинский. — В этой ситуации следует просто часть поступлений
от акциза направлять не в федеральный бюджет, а в региональные». Тогда
транспортный налог вообще становится ненужным.
|