Деятельность организаций, которые занимаются перевозками пассажиров или грузов, по решению местных властей может быть переведена на уплату ЕНВД. Однако в целях применения данного спецрежима транспортные услуги имеют массу особенностей, из которых далеко не все очевидны.
Базовые положения
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса «вмененным» видом деятельности является оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов. Применять спецрежим обязаны фирмы и предприниматели, которые имеют на праве собственности или ином праве (пользования, владения, распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для ведения бизнеса.
Для начала отметим, что форма расчетов за оказанные услуги, а также категории заказчиков не имеют значения для применения ЕНВД (письма Минфина от 30 декабря 2008 г. № 03-11-05/318 и от 2 апреля 2008 г. № 03-11-04/3/167). А посему «вмененщик» может сотрудничать как с юридическими, так и с физическими лицами, и принимать от них оплату в наличной или безналичной форме.
Между тем само понятие «автотранспортные услуги» в Кодексе попросту отсутствует. В связи с этим Минфин рекомендует руководствоваться главой 40 «Перевозка» Гражданского кодекса, которой регулируются договорные отношения в данной сфере.
Так, по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его получателю, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 785 ГК). Заключение такого контракта подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Что касается договора перевозки пассажира, то по нему перевозчик обязуется перевезти физлицо в пункт назначения. Может быть доставлен и багаж, который выдается управомоченному на его получение лицу. Пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа. Заключение такого контракта удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией. Об этом говорится в статье 786 Гражданского кодекса.
Вполне логично, что организациям, оказывающим экспедиторские услуги, придется забыть о применении «вмененки». К такому выводу пришел Минфин в письме от 2 декабря 2008 года № 03-11-04/3/541. Ведь по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Об этом говорится в статье 801 Гражданского кодекса. Соответственно, предметом контракта может являться не только сама перевозка, но и выполнение сопутствующих работ. В частности, экспедитор вправе: организовать транспортировку груза; заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза; обеспечить отправку и получение груза и пр.
Как нетрудно догадаться, бизнес по передаче в аренду ТС также не подлежит переводу на уплату ЕНВД (письмо Минфина от 9 февраля 2009 г. № 03-11-09/37). Дело в том, что аренда авто и перевозки имеют разную правовую природу. А посему между данными видами бизнеса нет ничего общего. Примечательно, что судьи полностью поддерживают Минфин в данном вопросе (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 23 декабря 2008 г. № Ф04-4342/2008(18279-А75-19) по делу № А75-5120/2007 и ФАС Уральского округа от 7 февраля 2008 г. № Ф09-182/08-С3 по делу № А47-5923/07).
Таким образом, передача в аренду ТС и экспедирование грузов должны облагаться в рамках общего режима налогообложения либо «упрощенки». А посему расширение спектра оказываемых услуг неминуемо повлечет за собой обязанность вести раздельный учет доходов и расходов, полученных от «разнорежимных» видов деятельности (п. 7 ст. 346.26 НК). При прочих равных данное обстоятельство и вовсе может лишить права на ЕНВД, но обо всем по порядку.
Специфические ТС
Важным вопросом является также назначение транспорта, используемого хозяйствующим субъектом. На основании статьи 346.27 Кодекса к ТС относятся автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). При этом прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски в целях применения «вмененки» транспортными средствами не являются.
Напомним, что порядок регистрации транспорта определен постановлением правительства от 12 августа 1994 года № 938 «О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации». Согласно этому документу все ТС, относящиеся к автомототранспорту, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/час и предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируются в органах ГИБДД МВД России.
В то же время тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины и прицепы к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также транспорт, не предназначенный для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируют органы Гостехнадзора.
Как нетрудно догадаться, предпринимательская деятельность, связанная с оказанием услуг по перевозке пассажиров и грузов ТС, зарегистрированными в органах ГИБДД как автотранспорт, предназначенный для движения по автомобильным дорогам общего пользования, подлежит переводу на «вмененку». Это делается независимо от того, для какой цели изначально предназначено то или иное транспортное средство и какое оборудование на нем размещено. На этом акцентирует внимание Минфин (письма от 27 февраля 2009 г. № 03-11-09/75 и от 3 июня 2008 г. № 03-11-02/63).
Считаем автопарк
Как видим, применять «вмененку» нужно только при одновременном соблюдении двух условий: если наличествуют договоры перевозки; если транспортные средства зарегистрированы в ГИБДД.
Однако при расчете количественного лимита могут возникнуть определенные сложности. Дело в том, что Минфин настаивает на его определении исходя из всех числящихся на балансе авто. При этом их целевое использование (будь то сдача в аренду либо эксплуатация для собственных нужд) не играет никакой роли. Именно такой вывод следует из содержания письма от 12 февраля 2008 года № 03-11-04/3/60. С логикой чиновников трудно поспорить, так как формально они делают вывод из положений Кодекса, в котором говорится о «предназначенных», а не «используемых ТС».
Таким образом, налицо некое противоречие: машины и механизмы, использование которых, как мы уже выяснили, исключает право на применение ЕНВД (сданные в аренду, зарегистрированные в Гостехнадзоре), учитываются среди 20 «вмененных» транспортных средств. Проще говоря, наличие 23 автомобилей, 6 из которых сданы в аренду, а 17 предназначены для перевозок, автоматически ставит крест на применении спецрежима.
Справедливости ради скажем, что главное финансовое ведомство отнюдь не всегда было настроено «негативным» образом. В письме от 22 февраля 2008 года № 03-11-04/3/87 эксперты Минфина отметили, что к «вмененным» ТС не относятся автотранспортные средства, которые используются для хозяйственных нужд или в качестве служебного транспорта. Исключением является транспорт так называемого «двойного назначения», который используется одновременно и для оказания платных услуг по перевозке пассажиров и грузов, и в иных целях. Кроме того, финансисты позволили не учитывать при подсчете «вмененного» автопарка и автокраны с прочей спецтехникой.
К сожалению, впоследствии Минфин решил «закрутить гайки» и вновь озвучил мысль о том, что должны учитываться абсолютно все ТС (письмо от 7 октября 2008 г. № 03-11-05/240).
В свою очередь служители Фемиды придерживаются «либеральной» точки зрения. Арбитры настаивают на том, что в целях применения ЕНВД учитываются не все числящиеся за налогоплательщиков авто, а лишь используемые им для оказания услуг по перевозке (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 2 октября 2008 г. № Ф04-6066/2008(12949-А67-29) по делу № А67-1332/2008). Следовательно, шансы доказать свою правоту в споре с налоговиками все-таки имеются.
- Источник материала: Федеральное Агентство Финансовой Информации
- Постоянный адрес этой новости: http://www.buhgalteria.ru/article/6901