Как известно, унифицированные формы
путевых листов, обязательные для применения юрлицами, утверждены
Постановлением Госкомстата от 28 ноября 1997 года № 78. В то же время
ПБОЮЛ, осуществляющие деятельность на автомобильном транспорте, до сих
пор не могли применять данные бланки. Им приходилось и приходится
руководствоваться приказом Минтранса от 30 июня 2000 года № 68.
Желая привести участников хозяйственной деятельности «к общему
знаменателю», Министерство транспорта разработало требования к
оформлению путевых листов. Попутно был отменен упомянутый приказ № 68.
«Обновление» законодательной базы зафиксировано в приказе министерства
от 18 сентября 2008 года № 152 (далее — Приказ № 152). Следовательно,
все хозяйствующие субъекты, начиная с 20 октября 2008 года (с даты
вступления в силу Приказа № 152), должны будут использовать в своей
деятельности одинаковые формы «первички».
Формальные признаки
Напомним, что осуществление перевозок пассажиров, багажа и грузов
автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми
автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее
транспортное средство запрещено. Именно такие требования предъявляются
пунктом 2 статьи 6 Закона № 259-ФЗ от 8 ноября 2007 года. По общему
правилу «путевка» оформляется на один день. Впрочем, ее использование в
течение более длительного срока (максимум один месяц) не запрещено.
Об этом говорится в пункте 10 Приказа № 152. Необходимо помнить о том,
что во всех графах документа дата заполняется в формате «число, месяц,
год», а время всегда указывается в часах и минутах.
Во избежание лишних проблем с правоохранительными и контролирующими
органами необходимо в первую очередь знать об обязательных реквизитах
путевого листа. Согласно пункту 3 Приказа № 152 таковыми являются:
- наименование и номер путевого листа;
- сведения о сроке действия «путевки», включающие дату, в течение
которой документ может быть использован. При оформлении бланка более
чем на один день в нем указываются даты начала и окончания срока его
использования;
- данные о собственнике (владельце) транспортного средства. Юрлицам
необходимо указывать свое наименование, организационно-правовую форму,
местонахождение и номер телефона. ПБОЮЛ фиксируют фамилию, имя,
отчество, почтовый адрес и контактный телефон;
- информация о транспортном средстве, которая включает в себя тип
(легковой или грузовой, автобус, троллейбус, трамвай) и модель ТС. Если
грузовик используется с автомобильным прицепом/полуприцепом, то
дополнительно отражается модель соответствующего приспособления.
В путевом листе обязательно нужно указать государственный
регистрационный знак авто и показания одометра (в полных километрах
пробега) как при выезде из гаража, так и при заезде. Без даты и времени
выезда ТС с места постоянной стоянки и его заезда на указанную стоянку
также не обойтись;
- сведения о водителе включают его Ф. И. О., дату и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра шофера.
На основании пункта 8 Приказа № 152 в путевом листе допускается
размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности
осуществляемой деятельности.
Как заполнить?
Второй важной частью Приказа № 152 является порядок заполнения
«путевок». Документ оформляется на каждое транспортное средство,
используемое фирмой или ПБОЮЛ для осуществления перевозок в городском,
пригородном и междугородном сообщении (п. 9 Приказа № 152).
В соответствии с пунктом 12 Приказа № 152 в наименовании документа
указывается тип транспортного средства, на которое оформляется путевой
лист. Номер путевого листа фиксируется в заголовочной части в
хронологическом порядке согласно принятой владельцем транспорта системы
нумерации. Также в «шапке» необходимо проставить печать или штамп
организации или бизнесмена, владеющих ТС на правах собственности или
ином законном основании.
Даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с
постоянной стоянки и его заезде проставляются уполномоченными лицами
(как правило, механиками), назначаемыми решением руководителя
предприятия и ПБОЮЛ. Данные реквизиты заверяются штампами или подписями
с указанием инициалов и фамилий ответственных сотрудников. Об этом
говорится в пункте 13 Приказа № 152. Если предприниматель совмещает
обязанности водителя, то он заполняет указанные реквизиты
самостоятельно (п. 14 Приказа № 152).
Если в течение срока действия путевого листа ТС используется
посменно несколькими водителями, то допускается заполнение на одно авто
нескольких «путевок» — раздельно на каждого водителя (п. 11
Приказа № 152). В таком случае дата, время и показания одометра при
выезде автомобиля проставляются в путевом листе водителя, который
первым выезжает с места постоянной стоянки. Аналогичные реквизиты при
заезде транспорта на постоянную стоянку отражаются в «путевке»
водителя, который паркуется позже всех (п. 15 Приказа № 152).
Даты и время проведения медосмотров водителей проставляются
медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и
заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества
(п. 16 Приказа № 152).
Напоследок отметим, что собственники ТС обязаны регистрировать
оформленные путевые листы в специальном журнале по форме № 8
(утверждена Постановлением Госкомстата от 28 ноября 1997 г. № 78).
Пунктом 18 Приказа № 152 установлен минимальный срок хранения
«путевок»: он составляет пять лет.
К. Волошин, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»
|