Не совсем понятно,
откуда берется такое количество тяжелых грузовиков в столице.
Установленный не так давно порядок выдачи пропусков для движения в
центре Москвы большегрузных автомашин
грузоподъемностью больше одной тонны не помогает, а ведь он
предусматривает ограничение на въезд в центр города с 7:00 до 22:00
часов. В то же время простые водители наверняка думают, что эти часы
как раз являются тем самым отрезком, когда на дороги лучше не выезжать
вовсе. Видимо, пора уже задуматься не над перехватывающими парковками
для легковых автомобилей, а над терминалами далеко за пределами
столицы, а также над запретом на дневной въезд автопоездов на
территорию города, например.
Видимо, над этим
задумался и вице-премьер Сергей Иванов, который сказал, что Москву и ее
окрестности надо избавить от грузовых автофур. Выступая в июле на
совещании по развитию автотрассы М-5, он сказал, что “фуры надо
останавливать, как на фронте, иначе Москва вообще встанет”. По его
мнению, все логистические центры необходимо организовать в районах
планируемой Центральной кольцевой автодороги.
На этот счет с ним полностью согласился и министр транспорта Игорь
Левитин. “В пределы ЦКАД автотранспорт входить не будет, это где-то
50-70 километров от Москвы”, – сказал И. Левитин. Хотелось бы верить,
потому что, помимо проблем с движением, миллионы водителей, часами
стоящие аккурат под глушителями грузовозов, еще и вредными газами
травятся.
А все потому, что львиная доля этих самых
грузовиков абсолютно не соответствует даже минимальным запросам
экологических служб. Сейчас столичный автопарк
насчитывает около 4 млн автомобилей, и их количество растет.
Соответственно, увеличивается выброс отработанных газов, продуктов
испарения бензина, вредных примесей. Ежегодно в воздух мегаполиса
поступает более 1,1 млн тонн загрязняющих веществ, 83% которых –
выбросы автотранспорта. При этом существенный вред атмосферному воздуху
наносится именно выхлопными газами грузовых машин.
Московские
чиновники обещают, что совсем скоро дышать станет немного полегче. С 25
сентября 2008 года вступит в силу запрет на въезд и передвижение в
центральной части города, ограниченной ТТК (Третьим транспортным
кольцом), грузовых автомобилей, не соответствующих по экологическим
характеристикам требованиям экологического класса “Евро-2”
( грузоподъемностью больше тонны). И это в то время, когда
цивилизованная Европа давно передвигается на гибридных авто, водороде,
“Евро-4”, а также “Евро-5”! В европейских столицах въезд грузовиков не
только в центр города, но и вообще в его пределы, как правило,
категорически запрещен – для этого существуют специальные пути объезда.
Московское
правительство, видимо, пока не созрело для таких радикальных мер. С
грузоперевозчиками у него очень трогательные отношения, ведь
большинство грузовозов занято в строительном бизнесе. А если учитывать,
сколько объектов находится совсем недалеко от исторического центра, то
можно и не думать о запрете на въезд автопоездов, бетономешалок и
прочей нечисти. Что касается безумных “газелистов”,
то они вообще похожи на неприкасаемых, ведь запрещая их, транспортное
руководство столицы в каком-то смысле просто надрубит сук, на котором
сидит. Порядок идентификации автомобилей на соответствие экологическому
классу “Евро-2” был разработан Департаментом природопользования и
охраны окружающей среды мэрии г. Москвы. Все исполнительные работы
ведет Московский экологический регистр, где нам и рассказали, что с
выдачей пропускных сертификатов происходит полный беспредел.
По
словам сотрудников Московского экологического регистра, количество
грузовиков, пытающихся получить пропуска на въезд в центр Москвы, не
поддается исчислению. Большинство из них – это автомобили,
принадлежащие строительным и продовольственным компаниям. По данным
источника, ежедневно за сертификацией от одной организации приходит
запрос примерно на 20 автомобилей – несложно представить, сколько
вообще подобных организаций насчитывается в столице с населением в 15
млн человек! Сотрудники Московского экологического регистра сверяются
по базе данных одобрения типов транспортных средств, после чего либо
выдают пропуск на въезд в город, либо отказывают. При этом более 50%
обратившихся грузовозов под экологические стандарты “Евро-2” до сих пор
не попадают, так что идут “на отсев”.
“Обстановка
очень нервозная, – сообщил источник в Московском экологическом
регистре. – Люди на отказ реагируют неадекватно, скандалят, грозятся и
обещают подать в соответствующие органы. Система, конечно, не
идеальная, а все ее недочеты на нас сваливают, хотя порядок этот
устанавливали не мы!”
По словам источника, совсем не
исключено, что часть “отказников” после “отсева” все же пытается
прорваться в центр города, ведь чиновники за этим процессом уже не
следят. Вылавливать нарушителей – прерогатива “гаишников”,
а они после повышения всех мыслимых и немыслимых штрафов зачастую
занимаются более “денежными” вопросами. Хотя на въезде в столицу, а
также на МКАДЕ они частенько тормозят автопоезда, но скорее все-таки
чтобы проверить документы на содержимое кузова, нежели чтобы проверить
чадящие выхлопные трубы на соответствие экологическим нормам.
Таким
образом, реальное улучшение экологической ситуации в столице вряд ли
произойдет в ближайшее время. К тому же запрет на въезд в центр Москвы
для легковых автомобилей, экологические характеристики двигателей
которых не соответствуют стандарту “Евро-2”, пока вводиться не будет. А
ведь таких “кочегарок” в столице тоже предостаточно. Так что эта
полумера ни пробки преодолеть не поможет, ни воздух чище не сделает, хотя надежда на это по обыкновению умрет последней.
Действие
пропускного режима в зоны с ограниченным движением также не будет
распространяться на транспортные средства оперативных и аварийных служб
– милиции, пожарной охраны, медслужб, Мосгаза, Мосводоканала,
инкассации, почты и т. д. То есть тех, кто имеет соответствующие
опознавательные знаки, цветографическую окраску, надписи. А ведь эти
организации в большинстве своем не могут позволить себе дорогостоящую
технику, так что используют “керогазы”, выпущенные еще в советские
времена. О каких нормах в таком случае может идти речь?
Елена Костякова