Правила хранения и учета трудовых книжек
прописаны в постановлении правительства от 16 апреля 2003 года № 225
«О трудовых книжках» (далее — Правила). Согласно данному документу как
фирмы, так и индивидуальные предприниматели обязаны вести трудовую
книжку на каждого сотрудника, проработавшего у них свыше пяти дней
(п. 3 Правил). Безусловно, речь в данном случае идет о тех работниках,
для которых данная организация или ПБОЮЛ являются основным местом
службы. При этом в обязанности работодателя входит не только правильно
и своевременно оформлять книжку, но и завести новую, если сотрудник
нигде раньше не работал или попросту потерял ее. Причем сделать это
необходимо в недельный срок со дня его приема на работу (п. 8 Правил).
А значит, фирма постоянно должна иметь в наличии необходимое количество
бланков трудовых формуляров и вкладышей в них (п. 44 Правил).
Закупаем и выдаем
Трудовые книжки являются защищенной полиграфической продукцией,
поэтому просто закупить их в магазине не получится. Образцы данного
формуляра и вкладыша в него, а также Порядок обеспечения ими
работодателей утверждены приказом Минфина от 22 декабря 2003 года
№ 117н. Поставщиком подобных бланков может выступать либо сам ГОЗНАК,
либо иные распространители, отвечающие требованиям, установленным этим
объединением. Именно у них, на договорной основе и за плату,
работодатели и должны «запасаться» трудовыми книжками. Впрочем,
пунктом 47 Правил предусмотрено, что сотрудник должен оплатить, внеся
деньги в кассу, предоставленный ему трудовой формуляр, причем в
размере, равном расходам работодателя на его приобретение. С согласия
сотрудника стоимость бланка также можно удержать из его заработной
платы. Правда, существуют и такие ситуации, при которых работодатель
просто не имеет права взимать плату за выдачу трудовых формуляров,
например:
- при массовой утрате трудовых книжек работодателем в
результате чрезвычайных ситуаций, как то: при экологических и
техногенных катастрофах, стихийных бедствиях, массовых беспорядках и
других чрезвычайных обстоятельствах (п. 34 Правил);
- при неправильном первичном заполнении трудовой книжки или вкладыша в нее (п. 48 Правил);
- при порче бланка не по вине работника (п. 48 Правил).
Нередко у организаций вызывает затруднения бухгалтерский учет
операций по приобретению и выдаче трудовых книжек, поэтому остановимся
на нем поподробнее.
В данном случае следует иметь в виду, что «продажа» подобных
формуляров не относится к основному виду деятельности фирмы.
Следовательно, учитывать купленные бланки следует на счете 10
«Материалы», субсчет 12 «Прочие материалы», а не на счете 41 «Товары».
Аналогичным образом стоимость формуляров при их выдаче списывается не
на счет продаж, а проводится через счет 91 «Прочие доходы и расходы».
Тем не менее обратите также внимание, что по мнению Минфина выдача
подобных бланков работникам за плату является реализацией товаров, а
значит, подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке (письмо
Минфина от 26 сентября 2007 г. № 07-05-06/242).
Помимо прочего, бланки трудовой книжки имеет смысл отражать на
забалансовом счете 006 «Бланки строгой отчетности», поскольку
пунктом 42 Правил установлено, что они должны храниться в организации
как документы строгой отчетности.
Пример
ООО «Контур» 1 октября 2008 г. приобрело 20 бланков трудовых книжек
по цене 177 руб. за штуку (в том числе НДС — 27 руб.). 10 октября
2008 г. на работу был принят П.В. Мельников, который ранее нигде не
работал. В бухучете операции будут отражены следующим образом:
1 октября 2008 г.:
Дебет 10-12 Кредит 60
— 3000 руб. (150 руб. × 20 шт.) — получено 20 бланков трудовых книжек по цене 150 руб.;
Дебет 19 Кредит 60
— 540 руб. (27 руб. × 20) — учтен НДС, предъявленный продавцом;
Дебет 006
— 20 руб. — оприходовано 20 бланков трудовой книжки по условной оценке в 1рубль;
Дебет 60 Кредит 51
— 3540 руб. — оплачены полученные бланки;
Дебет 68 Кредит 19
— 540 руб. — предъявлен к вычету НДС.
10 октября 2008 г.:
Кредит 006
— 1 руб. — списан выданный сотруднику бланк;
Дебет 73 Кредит 91-1
— 177 руб. — возмещение стоимости выданного сотруднику бланка трудовой книжки;
Дебет 91-2 Кредит 68
— 27 руб.- начислен НДС с возмещения стоимости книжки;
Дебет 70 Кредит 73
— 177 руб. — удержана стоимость бланка из зарплаты нового сотрудника.
Информацию обо всех операциях, связанных с получением и
расходованием трудовых книжек, с указанием серии и номера каждого
бланка, необходимо отражать в соответствующей приходно-расходной книге
по их учету (п. 41 Правил). Форма данного документа приведена
в Приложении 2 к постановлению Минтруда от 10 октября 2003 г. № 69.
Этим же документом утверждена и форма книги учета движения трудовых
книжек, в которой регистрируются данные о формулярах, принятых от
сотрудников при приеме на работу или выданных вновь. Оба данных
регистра должны быть пронумерованы, прошнурованы, заверены подписью
руководителя компании, а также скреплены сургучной печатью или
опломбированы.
Тонкости оформления
Как правило, в трудовой книжке отражают следующие данные:
- о работнике;
- о выполняемой работе;
- о переводах на другую постоянную работу;
- о времени военной службы;
- о времени обучения на курсах и в школах по повышению квалификации, по переквалификации и подготовке кадров;
- об увольнении;
- о награждениях за успехи в работе;
- о работе по совместительству (только по желанию сотрудника).
Каждой «трудовой» записи должен быть присвоен свой порядковый номер.
Но любая из них может быть внесена в книжку только на основании
подтверждающего документа. Так, все сведения о той работе, которую
выполняет сотрудник, о переводе на другую постоянную должность и о его
увольнении вносятся на основании соответствующего приказа работодателя
и не позднее недельного срока, а при увольнении — в день увольнения.
При этом все формулировки должны в точности совпадать с текстом
распоряжения (п. 10 Правил). «Основательного» документа потребуют и
данные титульного листа. Дата рождения вписывается в бланк в
соответствии с паспортом или иным документом, удостоверяющим личность.
Запись об образовании делается согласно аттестату, диплому и т. п.
Следует также иметь в виду, что страницы трудовой книжки не терпят
сокращений. В частности, наименование работодателя не может быть
указано как «ИП Хвостов А.М.», а лишь как «Индивидуальный
предприниматель Хвостов Александр Михайлович». Аналогичным образом
полностью прописываются фамилия, имя и отчество самого работника.
Исправляем
Все изменения данных, которые отражаются на титульном листе книжки,
производятся по последнему месту работы (п. 26 Правил). И опять же
любое из них должно оправдываться определенным документом. Например,
изменение записи о фамилии — исходя из данных паспорта, свидетельства о
рождении или смене имени, о браке или о расторжении брака со ссылкой на
их номер и дату. Прежнюю запись зачеркивают одной чертой и делают
новую. На внутренней стороне обложки трудовой книжки делают ссылки на
документы, на основании которых были внесены изменения, и заверяют их
подписью уполномоченного лица и печатью организации или кадровой службы.
В отличие от изменений, исправление неправильной записи производят
по месту работы, где она была внесена. Впрочем, сделать это может и
новый работодатель при наличии официального документа фирмы,
допустившей ошибку (п. 27 Правил). Если же прежний работодатель уже не
существует — ликвидирован, исправления по новому месту работы делают
также на основании соответствующего документа (п. 28 Правил).
При этом не допускается зачеркивание неправильных записей в тех
разделах трудовой книжки, в которых указаны сведения о работе или
награждениях сотрудника. Согласно пункту 30 Правил подобные исправления
производятся путем признания записей недействительными и внесения
правильных данных.
Храним
Как уже упоминалось, бланки трудовых книжек и вкладыши к ним
хранятся в организации наравне с документами строгой отчетности.
Их выдают лицу, ответственному за ведение трудовых книжек, по его
заявке. Ежемесячно он должен представлять в бухгалтерию отчет об их
наличии и о суммах, полученных за оформленные трудовых формуляров, с
приложением приходного ордера кассы организации. При этом испорченные
при заполнении бланки подлежат уничтожению с составлением
соответствующего акта (п. 42 Правил).
Стоит отметить, что по просьбе работника в трехдневный срок ему
должна быть выдана заверенная работодателем копия трудовой. Однако
законодательство не запрещает отдать ему и подлинник. Но при этом
следует иметь в виду, что отвечать за утерю трудовой книжки в любом
случае будет лицо, ответственное за ведение подобных документов на
фирме (письмо Роструда от 18 марта 2008 г. № 656-6-0).
М. Тушнов, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»
Источник: http://www.buhgalteria.ru/article/6125 |