Защита интересов
Принятые меры по совершенствованию налогового администрирования, которые призваны оградить фирмы от излишних требований налоговых органов, на деле возымели совершенно противоположный эффект. Как показала практика, они существенно расширяют права инспекторов в части истребования документов и информации у контрагентов проверяемого налогоплательщика. Согласно абз. 1 п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо, проводящее проверку, вправе истребовать необходимые документы или информацию, которая касается деятельности проверяемого налогоплательщика, у контрагента или у иных лиц, располагающих ими.
Как видим, право на истребование документов не связано с проведением камеральной или выездной проверки. Более того, абз. 2 п. 1 ст. 93.1 НК РФ прямо предоставляет налоговому органу такую возможность при проведении дополнительных мероприятий контроля.
Еще более широкие полномочия дает налоговикам п. 2 ст. 93.1 НК РФ. Согласно указанной норме в случае, если вне рамок проведения проверки у инспекторов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, они вправе потребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией о ней.
Неограниченная власть
Нетрудно понять, что такое положение дел порождает возможность злоупотреблений со стороны сотрудников налогового органа, которые получают право запрашивать документы в любое время и неограниченное количество раз. Более того, даже не ставится вопрос о том, нужна ли им на самом деле запрашиваемая информация и проверяют ли они в действительности налогоплательщика, информацию о котором запрашивают у третьих лиц.
Кроме того, и это нужно признать принципиальной новинкой налогового законодательства, отныне налоговый орган будет вправе истребовать документы, связанные с проверяемой фирмой, «у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке». Фактически это означает, что инспекторы способны получить подробную информацию обо всей цепочке движения товара.
Тем не менее исходя из формулировки ст. 93.1 НК РФ остался наиболее важный и принципиальный признак истребования документов — информация о сделке должна касаться деятельности проверяемой компании, а не организации, у которой запрашиваются документы.
За непредставление налоговому органу правомерно запрошенных документов в соответствии с действующим законодательством компания может быть привлечена к налоговой ответственности. Кроме того, отказ от представления документов, уклонение от их представления либо представление недостоверных сведений грозит штрафом в размере 5 тыс. руб. вне зависимости от количества непредставленных документов (п. 2 ст. 126 НК РФ).
Налоговый орган вправе запрашивать информацию о проверяемом налогоплательщике по собственному усмотрению вне зависимости от проведения каких-либо проверок.
Законные противоречия
Согласно п. 6 ст. 93.1 НК РФ отказ лица от представления запрашиваемых при проведении проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность по ст. 129.1. Последняя предусматривает налоговую ответственность за неправомерное несообщение или несвоевременное сообщение сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного ст. 126 кодекса.
Указанные нарушения караются штрафом в размере 1 тыс. руб. вне зависимости от количества непредставленных документов, а в случае повторного в течение календарного года совершения такого нарушения штраф согласно п. 2 ст. 129.1 НК РФ возрастает до 5 тыс. руб.
Нетрудно заметить, что ст. 129.1 кодекса сформулирована по-иному и ответственности за отказ от представления запрошенных документов не предусматривает. В этом она противоречит упоминаемому выше п. 6 ст. 93.1 НК РФ. В статье 129 говорится именно о «неправомерном несообщении или несвоевременном сообщении лицом сведений, которые в соответствии с настоящим кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу».
Таким образом, несмотря на указание п. 6 ст. 93.1 НК РФ отказ от представления документов налоговому органу диспозицией ст. 129.1 НК РФ прямо не охватывается. То, что этот термин не входит в понятие «непредставление документов», следует, в частности, из формулировки п. 6 ст. 93.1 НК РФ, поскольку эти деяния перечислены последовательно. Соответственно, он не подпадает под определение «несообщение сведений», которое использовано законодателем в ст. 129.1 НК РФ.
Кроме того, п. 6 ст. 93.1 НК РФ говорит о неправомерности непредставления документов, запрошенных инспекторами, именно при проведении налоговой проверки. Однако ст. 129.1 НК РФ устанавливает ответственность за непредставление запрошенных сведений вне зависимости от того, запрошены они при проведении мероприятий налогового контроля либо в отсутствие таковых.
При толковании норм об ответственности за непредставление запрошенных документов и сведений необходимо учитывать, что в силу прямого указания п. 1 ст. 129.1 НК РФ налоговая ответственность, предусмотренная данной нормой, наступает только при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ.
В случае же несообщения (несвоевременного сообщения) налоговому органу сведений и при отсутствии письменного отказа налогоплательщика представить такие сведения должна наступать ответственность, предусмотренная ст. 129.1 НК РФ.
К сожалению, очевидно, что ст.ст. 126 и 129.1 НК РФ предусматривают санкции за частично совпадающие деяния. На практике и у налоговых органов, и у судов должны возникнуть сомнения при разграничении данных составов и определении нормы закона, на основании которой налогоплательщик должен привлекаться к ответственности в конкретном случае.
Еще большую путаницу вносит п. 6 ст. 93.1 НК РФ, который устанавливает ответственность за отказ от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки со ссылкой на ст. 129.1 НК РФ, в то время как сама эта статья ответственность за такие деяния не устанавливает.
На практике может возникнуть еще один вопрос по применению ст. 129.1 НК РФ. Дело в том, что согласно п. 5 ст. 93.1 НК РФ на лицо возлагается обязанность сообщить налоговому органу об отсутствии у него запрошенных документов в течение пяти дней со дня получения требования о представлении необходимых материалов или информации. В такой ситуации несообщение налоговому органу об отсутствии запрошенных документов вполне охватывается диспозицией ст. 129.1 НК РФ. Будет ли в данном случае применяться эта статья, зависит только от позиции арбитражных судов.
Ссылка на закон
Не могут быть истребованы в порядке ст. 93.1 НК РФ документы, очевидно не относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика. В первую очередь к ним относятся все внутренние документы организации: книги покупок и продаж, налоговые декларации, бухгалтерские балансы и т.п.
Источник: http://www.pravcons.ru/publ30-04-2008-2.php |